Средняя оценка:
MAD
Дата публикации: 11.06.2021
Достоинства:
Качественное развитие геймплея за счёт введения открытых локаций. Разнообразные декорации, меняющие настроение и восприятие игрока. Появился этакий дух Road Movie или Road Game. Детальное окружение с кучей интерактивных мелочей. Ностальгические советские штрихи в антураже. Второстепенные персонажи не лишены характера и мировоззрения. Сложность «Хардкор» действительно хардкорна.
Недостатки:
Местами топорная анимация. Ближний бой слишком дисбалансный на низкой сложности. Некоторые персонажи слишком уж шаблонны и архитипичны. Артём всё ещё немой.
Комментарий:
Шумиха вокруг Metro: Exodus уже окончательно улеглась, а эмоции после финальной сцены, которые будоражили сознание, наконец-таки поутихли. Теперь можно вдохнуть полной грудью и трезвым взглядом окинуть всё огромное путешествие Артёма и его команды, обсудить все ключевые аспекты игры, попытаться разобраться в её природе и тех особенностях, что вызывают наиболее жаркие споры.
Метро: Исход наконец достигла финальной станции своего следования. Студия 4A Games сделала всё, что могла и вытолкнула своё детище на свет. А дальше, как говорится, дело за нами. Что ж, в таком случае не лишним будет напомнить вам, чтобы вы удобно расположились в пассажирских креслах состава ПоСарафану, машинист поезда – Иван Куликов. В добрый путь!
Важное
замечание!
Мы сегодня будем говорить только об игре. Не о не однозначном выборе площадки
для первичного распространения игры на ПК, не о книжном творчестве Дмитрия
Глуховского. Только игра Метро: Исход.
С рельс коридорного шутера в классическое дорожное приключение
Итак, для начала давайте поговорим о сюжете, потому что тут у нас с одной стороны ориентированная на рассказ истории игра, а с другой, или точнее, следовательно мне придется обходиться максимально мягкими и обтекаемыми формулировками, чтобы не наспойлерить лишнего, ибо есть чего.
Начинается всё с того, что Артём, контуженный концовкой Last Light, не может угомониться: он ушёл из Ордена, живёт с Аннушкой где-то на отшибе и шарится где-то по развалинам Москвы, пытаясь запилинговать какой-либо сигнал из внешнего мира. В общем, немного двинулся кукухой. Правда именно это позволяет ему влипнуть в историю, в ходе которой сначала выясняется, что мир вообще-то не вымер, а позже героям удается обзавестись поездом, на котором Артём и Анна вместе с другими членами Ордена дружно укатятся, чтобы мир повидать да себя показать.
Как следствие, история стала более глобальной и масштабной в географическом и хронологическом плане, потому что придется посетить массу интересных мест, а происходить это будет на протяжении целого года. При этом стала гораздо более личной и вот почему. Раньше ведь было как: Артём узнавал о чем-то ужасном и давай спасать родное метро от неминуемой гибели от лап монстров или рук людей. Теперь же перед героями стоит совершенной другой вопрос: а есть ли в этом новом выжившем мире место для них?
Потому что натыкаются они на своеобразный парад типичных постапокалиптичных фриков: религиозных фанатиков технофобов, рабовладельцев на ревущих машинах, дикарей в лесах и так далее. И каждый большой эпизод игры посвящен знакомству и разборкам из этой пёстрой компании харизматичных личностей. Хочется сказать негодяев, однако, как не удивительно, но игра пытается оправдывать каждого из них, зачастую их собственными устами и не очень убедительно, но тем не менее. Практически всегда есть ответ на вопрос: почему человек, совершающий на первый взгляд злодейства и какие-то дикости, совершает это и считает, что в праве это делать вообще. На контрасте с предыдущими антагонистами серии это очень и очень приятно.
Удалось также раскрыть и окружающих Артёма персонажей. Экипаж Авроры, а именно так назвали поезд, худо-бедно запоминается и уж точно не сливается в однородную массу чуваков с автоматами. Впрочем, ожидать от вояк каких-то невероятных драматических глубин не стоило. Один из главных недостатков предыдущей части в лице Аннушки, нужной только продемонстрировать красоту женского тела, исправлен. Теперь жене главного героя уделено намного больше экранного времени, она живо реагирует на происходящее, а в минуты покоя исправно впадает в душевные монологи о текущей ситуации. Простые монологи, который наблюдает за творящимся на трэшем вокруг и тихо офигевает. Простите, иначе сказать никак.
На этом фоне хочется расшибить себе лицо от того что Артём, главный герой игры, продолжает складывать испускаемые звуки в слова только в меню загрузки. К герою обращаются, просят поддержки, совета, отдают приказы и уточняют понял ли он, а он, как рыба об лёд. Такое нормально работает, когда у тебя герой одиноко одинокий одиночка, как Макс Ракатански. С «Безумным Максом», кстати, много параллелей можно найти. Но даже он к концу ленты вполне себе разговорился. А молчаливый герой в игре про группу людей, которая активно взаимодействует друг с другом – это странное решение от разработчиков.
В прочем, история получилась в меру интересная и, опять же, с моральными выборами, которые обставлены в этот раз прямо в лоб. Как только начинается этап, где будет возможность никого не убивать, так обязательно кто-нибудь из персонажей проговорит прям: «Они козлы, но это не повод их убивать» или что-то в таком духе. Так что на положительную концовку можно спокойно выйти сразу, если внимательно слушать союзников.
Сохранилась ли та самая уникальная атмосфера?
И вот на этой стадии рождается главный вопрос, который будоражил многие умы ещё до выхода игры: а не повлиял ли выход на поверхность и все вот эти поезда на фирменный и уникальный дух в серии? С одной стороны, да, это просто неизбежно, когда тесные тёмные коридоры заменятся на просторные залитые палящим солнцем декорации. Как-то не до клаустрофобии становится. С другой стороны, криповых, напряженных и даже страшных моментов в игре хватает. И это всё ещё Метро! Эпизод в Новосибирске, а кроме его наличия, я ничего о нём говорить не буду, это прям вышка!
Ну и раз уже заговорили об изменении атмосферы, давайте разговор плавно переводить на рельсы игрового процесса, который с рельс как раз сошёл и попытался перепрыгнуть на режим «Открытый мир». Получилось, надо сказать, довольно неоднозначно. С одной стороны, локации выглядят по постапокалиптичному роскошно. Тут и графика, и дизайн, и внимание к мелочам и деталям, правда на тень героя лучше не смотреть, какой-то фейл с ней вышел.
К тому же по локациям обильно бегают незаскриптованные зверюги, регулярно придавая пейзажу живости. В небе летают демоны, кикиморы роются в своих норах, стражи шныряют по округе, а креветки прохлаждаются в водичке. Новые мутанты имеются, но их как-то маловато и самый заметный представитель – полузомби, которых уже успели засветить во всех роликах. А остальные – это спойлер. В остальном, нам предстоит встречать уже классических тварей из игровой вселенной: пауков, стражей, кикимор и так далее. Всё мы это видели.
Как и игровой процесс в целом. Перед нами знакомое Метро с его микро-механиками зарядки фонаря, подкачки давления в пневматике и протирания противогаза в случае заляпывания оного каким-нибудь весенним ПРИДУМАЙ СЛОВО.
Красивый, но пустой открытый мир
Главная же инновация состоит в том, что у нас теперь есть открытые локации. С одной стороны, это приносит щепотку новизны, расширяет место действия, позволяет выбирать, когда вы предпочитаете передвигаться: ночью или днём, подкидывает тактической свободы в котёл игрового процесса и, в конце концов, вводит адекватно реализованный транспорт: лодочку и машинку. Однако, с другой стороны, открытый мир Метро: Исход не работает. Здесь нет ничего не происходит, никаких внезапных событий, случайных встреч, просто перестрелок отдалённых, а исследование мира за границами основных и второстепенных заданий практически никак не вознаграждается. Тем более, зачастую это приводит к классической игровой ситуации, когда тебя срочно зовут на поезд, а у тебя половина локации необлутана, и ты забиваешь на срочный приказ ради зачистки локации.
Вдвойне вопрос о том зачем надо было это делать озадачивает в последний трети сюжета, когда авторы возвращаются с трендовой игры Open World на рельсовое построение повествования. И игра, как ни странно, расцветает! Контрастная динамика событий, разнообразие игровых ситуаций! Вспоминаешь, за что мы так любили первые части.
Ещё одним нововведением, правда довольно однозначным, стал крафт. Суть его в том, что теперь у Артёма есть два типа собираемых ресурсов: химикаты и запчасти, из которых он может делать патроны, аптечки, фильтры для противогаза и другие полезные в постапокалиптичном быту предметы. Да, это не верх изобретательности и симулятивности, но это куда логичнее, чем целые шприцы да противогазы, валяющиеся на каждом углу пачками, как это было раньше. Новая система крафта оружия выглядит на первый раз мудрёно, но, по факту, крайне простая: находишь ствол со всеми модификациями, и они автоматически оказываются у тебя в инвентаре, а потом уже можно без проблем накрутить их на аналогичные пушки. Таким образом любую пукалку можно с легкостью превратить в супер убийственный бластер антилазер домашнего пошиба.
Стоит ли играть в Метро: Исход? Так ли она хороша?
И, говоря глобально, из нововведений это всё. В остальном перед нами старая добрая Метро. И тут уже зависит от вас, хорошо это или плохо. Я вот слышал, что людям стрельба не нравится, а я стрелял не так много, но когда приходилось, то это было очень приятно. И отдача есть, и четкое ощущение попаданий, и офигенная анимация стволов. Кому-то не нравится местный стелс, который простоват и, в угоду открытому миру, стал ещё проще. С этим я согласен на все сто. А вот кому-то ближний бой кажется имбой, что является правдой, если играть на низких уровнях сложности. На «Рейнджер. Хардкор», ты попросту добежать не успеешь до врага, тебя одарят смертельной дозой свинца ещё на подходе.
Все эти недостатки не делают игру плохой, как и все эти рассуждения об уходе от сеттинга первых двух частей, что некоторые восприняли как предательство. Метро: Исход видится мне лучшей частью серии, пусть и далекой до идеала. Это длинное разнообразное приключение, в котором есть всё! И те самые приключения, и пища для размышлений, и взрывы, и погони, и минуты затишья, и страх, и всё это упаковано в весьма сочную обёртку с блестяшками RTX!
И вот тут выходит классическая обзорная развилка. С одной стороны, субъективно хочется поставить 5 баллов. За рост серии над собой, за красоту и атмосферность, за то, что относительно небольшая студия смогла выдать проект такого калибра, а с другой стороны закрыть глаза на многие неоднозначности, шероховатости, упомянутые недочеты не выходит. Поэтому только 4, но с плюсом!
Комментарии к отзыву (156)