Средняя оценка:
MAD
Дата публикации: 21.06.2021
Достоинства:
Большое внимание к деталям. Классный геймдизайн. Кинематографичная постановка. Лучшая реализация видеокамеры в играх.
Недостатки:
Крайне прямая и скучная геймплейная механика. Странный и мутный сюжет. Игра быстро перестает пугать.
Комментарий:
В сентябре 2013-го года журналист-одиночка пропал при загадочных обстоятельствах во время написания очередной текстовой статьи. Позже, написанные им материалы были найдены и обнародованы.
Обзор компьютерной игры Outlast
Уже не один год всю игровую отрасль изрядно так штормит: бюджеты растут, игроки хотят всё новых и новых ощущений, а ПК-гейминг, как жил, так и живёт себе счастливо, несмотря на развитие консолей. Сейчас же каждый третий, а то и второй игровой релиз является ни то ремейком, ни то продолжением, ни то переосмыслением какой-либо франшизы. Где-то внедряют не особо уместный кооператив, где-то из игры вырезают эпилог, делая из него платный дополнительный контент, читай DLC. И, как ни странно, гнев это вызывает не только у игроков, сами разработчики тоже не в восторге от сложившихся тенденций.
Люди, некогда создававшие такие шедевры, как: Prince of Persia, Uncharted и Assassin's Creed решили, что хватит с них такого рынка. Малая группа разработчиков-ветеранов игровой индустрии решили поработать в своё удовольствие и решили создать свою студию Red Barrels. И ещё в анонсе они прямым текстом заявили, что деньги их не интересуют, а заниматься они будут исключительно «потрясающими синглплеерными проектами». На том и порешили! Первым из их творений стал Outlast – инди-хоррор с элементами AAA-проекта.
Нужно следовать моде
Первый проект Red Barrels решили выпустить в модном на тот момент стиле «мокьюментари» – художественный стиль с закосом под документальную съемку, проще говоря, псевдодокументалка. Наш герой – один из тех самых скандальных журналистов, которые вечно лезут в пекло, ради сенсационного репортажа. На этот раз информаторы сообщили о восстановленной больнице для психически нездоровых людей, где происходят всякие нечистые делишки. Ну и нашему недоШерлоку разумеется такое очень даже интересно и поэтому с камерой он проникает на территорию, разумеется ночью.
И, как вы могли догадаться, нашему внезапному журналисту никто не рад. Буквально нескольких минут хождений по верхним этажам и становится понятно, что в больнице всё куда сложнее и страшнее. Охранники лежат замертво, столовая горит ярким пламенем, пациенты гуляют без рубашек и даже, прости, Господи, тихий час не соблюдается! Провести через всю творящуюся чертовщину нас согласился священник, который, на самом деле, та ещё личность сомнительная... но не агрессивная, в отличие от местных обитателей, что не может не радовать. Именно с его помощью предстоит выпутаться из ряда опасных ситуаций, обнаружить кое-что неожиданное, а в конце разобраться, с чего началось все безумие.
Если вас смутила плашка «инди» в самом начале обзора, то не стоит из-за неё переживать, ибо Outlast развлекает геймера на протяжении 4-6 часов, чего вполне достаточно для хоррора. Мы вместе с журналистом погуляем по больничке, осмотрим различные палаты и корпуса, лично пообщаемся с некоторыми достаточно харизматичными обитателями прекрасного заведения, пройдем несколько сюжетных арок и даже увидим окончание истории, без каких-либо подвешенных хвостов. Правда для этого придется покопаться в различных бумажках, чтобы расставить все точки над i, но это не так уж и сложно. А вот если не читать дополнительную литературу, то будьте готовы, что концовка оставит вопросов гораздо больше, чем ответов. Я вас предупредил!
Если вам кажется, что 4-6 часов геймплея – это мало, то зря. Практически все события здесь достаточно плотно, не давая игроку заскучать. В отличие от стиля мокьюментари, который в кино используется как попало, разработчики четко понимали сильные и слабые стороны такого подхода, и постановка вышла на высочайшем уровне. События развиваются очень быстро, локации постоянно сменяются, не давая заскучать, а количество жести и всего прочего 18+ растет чуть ли не по экспоненте. Такая режиссура очень стройно вписывается в общее настроение — герой загнан и напуган, а потому постоянно куда-то движется и всеми силами пытается покинуть жуткое место.
Но даже если забить на важность различных листочков с сюжетными пазлами, я бы не советовал другим игрокам пробегать игру чисто по сюжету. Как уже говорилось выше, Red Barrels – это ветераны геймдева, а значит подход к созданию локаций здесь принципиально иной. Зачем делать три комнаты, если можно собрать всё необходимое в одной, снабдив всё различными деталями? Сейчас будет не особо уместная аналогия, но по количеству мелкий деталей я бы сравнил Outlast с The Last of Us, только чуть более бюджетной.
На самом деле, изучать локации, отходя от основного сюжета с проложенным маршрутом здесь чуть ли не интереснее, чем сама история. Вы можете натыкаться на различные сюрпризы или попросту «залипнуть» около одного-единственного статиста, который бьется головой о стены.
Свет! Камера! Мотор!
За что игру хочется отдельно похвалить, так это за грамотно вписанный элемент «мокьюментари», а именно злосчастную камеру. Наш герой – журналист-одиночка, который отправился на поиски сенсации, а значит необходимо снимать и фиксировать вообще всё происходящее. Камера наших рук практически не покидает. Благодаря ей, атмосфера нагнетается гораздо лучше. Да и в целом, эффект погружения довольно глубокий, благодаря процессу от 1-го лица, пусть и через камеру.
Повествование ведется именно от первого лица. На манер Mirror’s Edge в кадре постоянно мелькают собственные руки и ноги, персонаж свободно касается ближайших стен, а уж в видеороликах машет конечностями активнее некуда. Камера же вынимается по нажатии отдельной кнопки: на экране тут же появляется интерфейс, заряд батареи и счетчик отснятого материала. При этом одна рука из обращения выпадает — двери придется открывать левой, а на карнизах висеть не получится совсем.
Помимо сюжетной важности съемки на камеру, герой как бы конспектирует происходящее, делает пометки в дневнике и всё такое, камера в игре носит ещё и функциональный характер. В ней имеется ночной режим, позволяющий видеть в темноте, пусть батарейки и садятся быстро. По сути, мы имеем классный и новой элемент, который вплетен не только в историю, но и в геймплей, добавляя происходящему элемент журналистского расследования. Вот только это единственное нововведение, которое имеется, что довольно-таки плохо. Если вы уже играли в страшилки такого типа, то по сути вы увидите ту же Amnesia, только с камерой.
Дать отпор новым хозяевам больнички у нас не выйдет, наш герой безоружен и беспомощен, может только убегать, куда глаза глядят. И вот что странно, не получится просто убежать, спрятавшись в ближайший темный уголок, скрывшись от глаз недруга, нет. Чтобы нас перестали искать, нужно лезть под кровать или в шкаф, иначе никак. А там уж как повезет — могут и случайно обнаружить. Благо коридоры построены кругообразно, что позволяет нарезать по больнице сколько душе угодно, а так как противников, как правило, редко бывает больше одного-двух, то сбежать не так уж сложно.
Одна из весомых проблем игры, что в ней, по сути, больше ничего нет. Фишки с камерой да возможности лазить по шкафам – этого недостаточно! Создатели, видимо, это даже понимали и пытались компенсировать геймплейную скупость: а уровнях масса неагрессивных статистов, локации построены максимально разнообразно, преследователи ведут себя по-разному, а между двух «открытых» эпизодов достаточно линейных коридоров с сочными скриптовыми сценками, чтобы не заскучать.
Под большим вопросом оказывается и хоррор-ценность игры. Человек, бывавший в упомянутой Amnesia, почувствует себя как в детском саду: уровни маленькие, положение врагов всегда ясно, неожиданностей почти нет. Действительно страшно здесь только первые полчаса, потом же начинается чисто механический паркур через пружинящие кровати. Здесь все еще жутко интересно и любопытно — персонажи, декорации, — но со стороны процесс выглядит даже страшнее, чем есть на самом деле.
А вывод-то очень простой...
RedBarrels действительно смогли при относительно небольшом бюджете выпустить AAA-инди-хоррор! Конечно, у игры есть недостатки, такие как невнятная сюжетная часть, работающая только если заниматься собирательством от и до, слабая «пугательная» составляющая, которая приедается очень быстро, да и геймплей не шибко уникальный, а скорее даже вторичный.
Вот только нам обещали «потрясающий синглеплеерный проект», и мы его получили! Outlast получилась яркой и насыщенной приключениями игрой, где профессионализм создателей ощущается на каждом шагу, что крайне несвойственно для инди-сцены. Вы найдете массу интересных и нетривиальных решений, мелочи будут иметь значение и играть свою роль на протяжении всей игры. Единственная проблема в том, что играется это все до боли знакомо: скорее как дважды изумительная модификация, чем как самостоятельный проект.
Комментарии к отзыву (156)