Средняя оценка:
MAD
Дата публикации: 23.06.2021
Достоинства:
Лиричный сюжет с философским подтекстом. Погружающая в себя атмосфера.
Недостатки:
Интерактивность достаточно спорная. Страх нагнетается, мягко говоря, не особо сильно.
Комментарий:
Истории известны случаи благополучной передачи игровой серии от одних разработчиков другим. Так, замечательно умеют «подхватывать» успешные франшизы профессионалы из Telltale Games. Или взять, например, Katauri Interactive с их заботой об осиротевшей Kings Bounty — тоже до определенного момента вполне годно получалось.
Так что сам факт привлечения новых разработчиков к созданию второй игры из серии Amnesia ни о чем еще не говорит. Тем более что авторы Amnesia: The Dark Descent из Frictional Games и сами от процесса устранились не полностью, и продолжателей своего дела подобрали явно небесталанных.
Пугать или рассказывать историю?
Жанр, так называемых хорроров и survival-хорроров, пожалуй, один из самых неоднозначных в игровой индустрии вообще. Это притом, что страх, по своей сути, едва ли не самая примитивная человеческая эмоция. И не эмоция даже, а нечто более простое, древнее и приземлённое. Страх – это то немногое, что объединяет нас с животными: собаками, кошками, мышами и даже со свиньями. И сейчас разработчики научились наконец-то пользоваться этим примитивным страхом животного в нас. Успех Outlast тому подтверждение.
Но у человеческого сознания есть в запасе ещё один трюк: мы умеем бояться правды. Мы умеем забывать ужасные вещи, которые произошли с нами или которые совершили мы сами, потому что воспоминания эти слишком больно и глубоко врезаются в душу, будто воткнутый в спину нож. Сомневаюсь, что какая-нибудь абстрактная самка богомола после спаривания и убийства самца станет его оплакивать или терзаться муками вины. А вот у людей есть мораль, есть понятия о чести и достоинстве, по крайней мере у тех, кто не ведёт себя как свиньи, что гадят там же, где едят, где и валяются в грязи, которая потом спасает их от уколов кровососущей совести.
Вот на этом и концентрируется очень своеобразный сиквел Амнезии, от которого, на самом деле, разит духом Dear Esther и чего-то подобного, потому что разрабатывали игру из TheChineseRoom. Амнезия: Машина для Свиней – не столько хоррор, из которого вырезали все элементы выживания, сколько рассказанная игровым языком, грязная, мрачная история безумия со своей философией, идеями и образами, которую вполне мог написать Чак Паланик, живи он не на стыке 20 и 21 веков, а 19 и 20. Поэтому из ближайших литературных ориентиров, я могу предложить разве что Говарда Филлипса Лавкрафта, и те его рассказы, которые не концентрируются на хтоническом ужасе из глубин бездонного космоса.
Поэтому, если вы ищете испуга, если вы ищете страха того, что фонарь в руке вот-вот потухнет, и вы останетесь наедине со своими демонами во тьме, то вы будете разочарованы. В Машине для Свиней всему этому не нашлось места: герой не боится ни темноты, ни монстров. Тусклый фонарь в его руках не гаснет, а инвентаря совершенно нет, а значит и загадки стали намного проще. Большую часть из них можно выполнить, не догадавшись, что здесь, собственно, вообще надо было думать. Пугать будут редко, но я бы сказал, метко. В самый неподходящий момент, когда кажется, что ничего произойти не может, тогда что-то и будет происходить.
А ещё не будут давать роскоши почувствовать себя в одиночестве. Начиная же с первых локаций, кто-то будет постоянно скрестись за стенами, шагать сверху или снизу, кричать, визжать, хрюкать, топать и будто бы следить, следить за каждым нашим шагом. С другой стороны, в плане сюжета, его подачи, заложенных туда идей, постепенного нагнетания атмосферы и темпа происходящего, сиквел на голову выше оригинала, хоть и короче.
И на сто голов выше 95% того, что сейчас зовётся хоррорами вообще. Потому что эта штука действует по отличному от всех принципу. Больше всего пугает тот монстр, которого нет, который причудился в сгустках сумрака в углу, который послышался за стеной, которого ты нарисовал себе в воображении. Нет ничего более ужасного, чем ощущение чего-то ещё более ужасного впереди, что ты продираешься чепез весь этот ужас и смрад не к освобождению и свету, а наоборот, вглубь кошмара, что придется осмотреть самые темные и мерзкие углы, где сокрыто всё то, о чем лучше бы не знать. И когда других вариантов в общем-то и не нет.
Что пугает лично тебя?
Понимаете, это ужастик не столько фильмовый, сколько книжный. Здесь нет акцента на том, чтобы запугать игрока, точно также, читая Лавкрафта, вы не пугаетесь от того, что на вас внезапно прыгнула книга. Если книга прыгает, то это несомненно пугающе, но в этом нет заслуги автора текста. Вы пропитываетесь атмосферой, отчаянием героя или же его стремлением к открытию чего-то невероятного. И только ближе к концу понимаете, что волосы у вас по всему телу стоят дыбом. Каждый шорох кажется подозрительным и пугающим, а во мраке дневного проёма кто-то стоит... Здесь работает тот же принцип.
Но, разумеется, это работает только на тех, кому нравится пропитываться атмосферой, кому нравится искать и читать записки, кому нравится типичная для The Chinese Room мозаичная подача сюжета, когда конечная картина складывается только в самом конце. Да и то с большим количеством разнообразных прорех. И кто хочет узнать одну из самых мрачных историй среди тех, что рассказывались в видеоиграх вообще?
Так что, да! Амнезия у The Chinese Room получилась так себе, но историю они рассказали превосходную и теперь пусть каждый сам решает для себя, что ему важнее? Пугалки или сюжет.
Комментарии к отзыву (156)