Средняя оценка:
MAD
Дата публикации: 24.06.2021
Достоинства:
Атмосфера той самой Мафии, которую все любили и любят. Потрясающе воссозданный город. На высоком уровне сложности отличный баланс между казуальностью и хардкорностью. Графически игра умеет и радует с почтенной регулярностью.
Недостатки:
Иногда встречаются багги. Местами потерялась атмосфера и местечковость в угоду зрелищности.
Комментарий:
«Вы посмотрите на эту полосчку HP, едрить её налево! 20 лет назад эта шкала и то более изящно была вписана в интерфейс. А в 2к20, кто вообще удумал такое делать и не подписать, что это заглушка, которую скоро сменят?! А потом, на самом деле, её просто забыли поменять. Господи Боже, это просто супер-странная штука!»
И теперь, когда мы обозначили всё самое важное и насущное, можно потратить кучу времени на обсуждение никому не интересной фигни типа: «Что за Мафия такая? Зачем ей нужен ремейк? И что, собственно, с ним так, а что не так?». Делать это мы будем здесь, на ПоСарафану. А мы – это я, Иван Куликов, и вы, уважаемые читатели, дошедшие до этого обзора.
Что ж, давайте без лишних промедлений, а то я и так уже опоздал.
Почему Mafia: The City of Lost Heaven – культоваяигра?
Что такое Mafia? Мы тут понятное дело не про форму организованной преступности говорить будем, а об игре. Так что Мафия – это культовый экшн с видом от третьего лица. Но за что она получила такой статус? Я бы выделил три составляющих.
- История. Очень живая, цепляющая и реалистичная история простого таксиста, оказавшегося впутанным в мафиозные дела.
- Атмосфера. Игр, посвященных Америке 30-х годов, можно пересчитать по пальцам одной руки. А тут прям всё вообще как надо: машины, музыка, фетровые шляпы, плащи. Что называется «даже ложка стоит»!
- Игровой процесс. С одной стороны он довольно хардкорен и в перестрелках, и в гонках. С другой стороны, каждое задание – уникальное приключение в новой локации, с новым настроением, зачастую с какими-то новыми механиками. К примеру, в одной миссии герой гоняет на болиде, в другой в грозу выезжает куда-то там за город, а в третьей, переодевшись матросом, пробирается на корабль, чтобы совершить заказное убийство. Hitman на минималках прям, не иначе. Каждая миссия была по-своему уникальна!
Поэтому, когда авторы третьей части, весьма неоднозначно принятой общественностью, выкатили анонс ремейка первой части за своим авторством, все напряглись. Многие боялись, что нам хотят скормить очередную гринделку, некоторые – потому что разработчики пообещали переписать культовый сценарий, уже растасканный на цитаты и местами изменить, а местами дополнить.
Я же после прохождения превью-версии был несколько напряжён новым подходом к подаче игрового процесса в миссиях, где всё пытается быть голливудским громким, зрелищным вместо приземленного реализма оригинала. И ещё были опасения относительно изменившихся характеров персонажей. Практически все эти волнения в итоге оказались напрасными, но обо всём по порядку.
Оригинальная Mafia и ремейк – это совершенно разные игры с одной историей
Смотрите, Mafia: The City of Lost Heaven рассказывала историю Томми Анджело – простого таксиста из американского города Lost Heaven, который оказался вовлечен в мафиозные дела семьи Сальери, конкурирующей с семьей Морелло. Здесь он обрёл друзей: Поли и Сэма, любовь в лице девушки Сары, которая после стала его женой, а дальше начались те самые увлекательные и разнообразные приключения, которые в конечном счёте складываются в достаточно живую историю, которая совершенно неспроста любима уже на протяжении 20 лет.
Mafia: DefenitiveEdition на уровне фабулы рассказывает ровно ту же историю: LostHeaven, Томми Анджело, такси, Поли и Сэм, мафия, противостяние Сальери и Морело, Сара, увлекательные разнообразные приключения, причем с точки зрения событий, ремейк следует букве оригинала с приятной дотошностью. То есть буквально один в один. Там дрались с уличной шпаной, тут дерёмся. Там вламывались ночью в особняк, тут тоже вламываемся. Там шарились по складам в поисках ящиков и тут шаримся. Тогда в чем же заключается разница, спросите вы. Как водится, в деталях и подходе.
В начале 2000-х игроделам приходилось быть лаконичными в диалогах и кат-сценах, поэтому Томми каждую вторую свою фразу формулировал так, чтобы её можно было выписать в рамочку и повесить на стеночку. В современных реалиях и разработчики могут себе позволить не зажимать себя в рамки, и игроки спокойно готовы 4-5, а то и больше живых разговоров реальных людей. Поэтому в Definitive Edition количество диалогов ощутимо возросло и в кат-сценах, и по пути на дело.
Соответственно увеличилось и количество экранного времени у каждого из героев истории, что позволило, к примеру, Сару – жену Томми, ввести, наконец-таки, в кадр и хоть как-то успеть показать её и как человека, и как в чем заключается её важность для главного героя.
Здесь, правда, вылез тоже небольшой недочет. При такой развернутой подаче истории хочется, чтобы отдельным эпизодам и темам уделялось всё-таки больше времени. А то про проблемы с алкоголем у Томми на всю игру целая одна фраза выходит, хотя это могла бы быть отдельная сюжетная ветка, ведь тема важная и не из воздуха берущаяся. Но тогда ремейк надо было бы делать в 2-3 раза длиннее, а на это вряд ли бы хватило бюджетов, и к этому тезису мы ещё вернёмся.
Однако, здесь ещё возникает вот какой момент: Том, Полли и Сэм из Mafia: Defenitive Edition – это не Том, Полли и Сэм из Mafia: TheCityof Lost Heaven. И я сейчас не про внешность. Прежний Том, простите, натуральный одуван. Настолько эмпатичный и добрый к окружающим, что убиваемые им в кадре десятки людей порой вызывают диссонанс с его регулярной бытовой философией. А вот Том нынешний – человек попроще, без любви к высоким материям, более резкий, более решительный, более грубый, что, впрочем, не доводит его до уровня уличного гопника. И поэтому он гораздо более уместно смотрится в мафиозном окружении.
Поли и Сэма из оригинальной игры вот так сходу сложно охарактеризовать, их больше разнит внешность и голоса, чем характеры, хотя Сэм, наверное, посдержаннее. А вот нового Полли..., ну, во-первых, многим хочется сравнивать с отбеленным Шреком, а во-вторых, по характеру он получился больше такой классический авантюрист-раздолбай, цепляющийся больше за материальную сторону своего бытия. А вот Сэм такой сдержанный солдат мафии. Впрочем, обоим персонажам дали достаточно интересных моментов, чтобы они не получились одномерными. Например, Сэм, прекрасно понимая, что девушку ему при такой занятости найти не светит, о тяготах своей мафиозной жизни рассказывал одной проститутке, и Томми попросят устранить эту проблему. Сэм, в свою очередь, попросит не убивать девушку, а передать ей денег, чтобы та скрылась подальше из города. Эпизод для персонажа Сэма довольно маленький, но при этом важный. Впрочем, для Тома это тоже важный момент, потому что в оригинале у героя просто рука не поднялась убить девушку, а в ремейке он вполне осознанно наводит на неё ужасу.
Да, переписаны оказались не только характеры, но и мотивации для отдельных сцен, местами перевернуто всё с ног на голову, но плохо ли это? Если вы хотите дословного цитирования оригинала, да. Потому что его тут нет. В каком-то смысле оригинальный сюжет и ремейк – это одна и та же история, просто рассказанная двумя разными людьми, которые сделали в ней разные акценты и по разному помнят персонажей. И в отдельных аспектах более серьёзно, реалистично работает история оригинала. В других аспектах более наглядно, лучше раскрывая и характеры, и мотивации героев, и события работает история в ремейке.
А в конечном счёте важно, что обе версии работают и работают отлично!
Геймплей – краеугольный камень Mafia: Definitive Edition
И если бы мы говорили об исключительно сюжетном произведении, я бы с легкой душой объявил об отличной оценке за сюжет, сценарий, постановку и отыгрыш актёров, но тут начинается самое интересное! Ведь Mafia: Definitive Edition – это не кинофильм, а игра – здесь надо бегать, стрелять и ездить. И со всеми этими компонентами у игры всё вышло не так однозначно. Оно, конечно, и было неоднозначно в оригинале, который проектировался скорее как симулятор, с соответствующей физикой поведения машин, с учётом количества топлива, с возможностью и прострелить, и отстрелить любой тачке колёса, с патронами, вылетающими при перезарядке, и с уровнями, спроектированными как небольшие песочницы, где игрок волен решать сам, куда пойти, что делать и как решать возникающие проблемы. Это с одной стороны давало глубокую детализацию игрового процесса, и некое чувство единства игрового мира, а с другой стороны было это, знаете ли, хардкорно и порой даже слишком, чем многих не радовала и даже отталкивало.
В этом отношении Mafia: Definitive Edition скроена по другим лекалам такого дружелюбного рельсового подхода. Миссии стали коридорными, пространство для манёвра местами осталось, но всегда четко и ясно, в какую сторону надо двигаться и зачем. Полчаса блуждания по порту, прерванные случайной пулей с отмоткой времени на эти самые полчаса назад – это не про ремейк. С другой стороны, всякие весёлые заказные убийства туалетным ведёрком или распивание алкоголя во время вечеринок – тоже. Сценарий у миссий теперь линейный, отклонений не допускающий и, как следствие, проработка окружения с точки зрения интерактивности значительно слабее. Чтобы это компенсировать происходящему подкрутили драматический градус зрелищности. Чтобы если погоня, то не от одной машинки, а сразу от пяти и чтоб с прыжком через мост! Если драка с шелупонью, то так, чтоб всё взорвалось к чертям собачьим в процессе. И вообще, красных бочек по Lost Heaven распихано столько, словно город – нефтяная столица Америки.
А моё «любимое», опять же, связано с погоней, когда внезапно среди полицейских машин образуется вот такая вундервафля!
Справедливости ради отмечу, что она на такая на всю игру одну, но это, по моему мнению, самый спорный эпизод по повышению градуса зрелищности и аркадности происходящего.
В общем да, Mafia: Definitive Edition не пытается нежно и деликатно завлечь в свои сети игрока, она сама хватает его, валит на землю и развлекает, не давая толком опомниться. Это помогает экшн-эпизодам, и без того разгоняя их динамику, но несколько портит спокойные моменты, где раньше у игрока была возможность осмотреться, просто пройтись по локации, повзаимодействовать с окружением. И, опять же, это не плохо и не хорошо, это путь, которым решили пойти авторы. А близок он лично вам или нет – вопрос субъективный.
Однако, с точки зрения непосредственно происходящего на экране, перед нами не сложный в плане количество действующих механик, шутер от третьего лица со стандартной пальбой друг по другу преимущественно из укрытий, со шкалой здоровья, которая хоть и восполняется сама, но очень медленно и до низких значений, поэтому надо искать аптечки. И вот без кучи разных мелочей, которые люди так любили раньше. Видимо, на их проработку не хватило то ли времени, то ли сил, то ли желания. Чуть-чуть это наверстать можно в режиме «Классика», где количество аптечек уменьшается, а при перезарядке не отстреленные патроны исчезают. Но оригиналу эта фишка шла, потому что он был так скроен. Здесь же получается просто ностальгический гемор на пустом месте, но если вы хотите себе его обеспечить, то кто я такой, чтобы вас осуждать?
Короче говоря, перестрелки вышли неплохими, но не особо увлекательными с точки зрения самого процесса. Я бы их назвал функциональными. Оружие стреляет вроде по-разному, но без изюминки. Враги перемещаются, старательно изображают, что им больно при попадании, но вот интеллектом не отличаются, очень уж любят просто идти в лоб на героя или светить затылком из-за укрытия. В выигрышном свете здесь смотрятся рукопашные поединки, которые эволюционировали за 20-то лет. До Бэтмена, конечно, далеко, но со своей задачей вполне справляются.
То же можно сказать и про вождение. Со своей задачей эта механика справляется. Машины газуют, поворачивают, тормозят, уходят в занос в соответствии с нажимаемыми кнопками и даже повреждаются, вроде бы даже красиво. Но нет ощущения, что ты управляешь старинным драндулетом, борясь с его характером, нет кайфа от высоких скоростей, даже наоборот, начинается какая-то болтанка камеры. А нововведенные мотоциклы, пожалуй, подарили мне единственную миссию, с которой у меня были проблемы в этой игре. Впрочем, для большинства поездок заготовлены всякие отвлекающие диалоги, так что этот момент особо не парит.
В 2020 веке гулять как-то и не хочется...
Но и грустная ситуация получилась с «Большой прогулкой» – несюжетным режимом, где Lost Heaven отдают на растерзание Томми. Езжай, куда хочешь, стреляй в кого хочешь, выполняй побочные миссии, если найдешь, или просто разглядывай город, который, кстати, очень красив. И не забывай собирать разношерстные коллекционки. Раньше было как-то веселее. Была хоть и базовая, но рабочая и прикольная механика получения денег за мафиози убиенные, за машины подорванные и за километры в час превышенные. Впрочем, как режим-спутник к основной истории, пожалуй, эта штука работает нормально. Но вот в том-то и дело, что просто работает.
В конечном счёте, выглядит это всё так, как будто сценаристы, постановщики и художники окружения работу свою сделать успели и отлично справились, превосходно. А вот остальная команда, отвечавшая непосредственно за качество игрового процесса, за интересные механики, какие-то детали, цитируя великих «Недокранчило». Причем неясно, команде не хватило времени, мастерства, желаний или банально денег и при распределении средств при финансировании, авторы сразу решили сместить акценты в сторону качества проработки и подачи истории, а не геймплея.
Достойным ли вышло переиздание?
В общем, к чему я это всё веду, плохим ли получился ремейк? Да нет! Недовольны будут только те, кто хотел повторения буквы оригинала точь-в-точь. Здесь же мы имеем ярко выраженное произведение по мотивам, и оно интересно по-своему! Для новой аудитории, незнакомой с оригиналом, это возможность без боли приобщиться к классической истории. Для олдов – шанс взглянуть на события под новым углом. Несколько неоднозначным получится игровой процесс, но не настолько, чтобы прям игнорировать ремейк!
Конечно, хотелось бы чуть более глубокую детализацию, каких-то уникальных фишек, но и тогда бы оценка ставилась другая. А так вполне заслуженная четвёрочка. На этом же на сегодня у меня всё!
Комментарии к отзыву (156)