Средняя оценка:
MAD
Дата публикации: 05.07.2021
Достоинства:
Великолепная атмосфера, погружающая в себя на много часов. Прекрасное визуальное и звуковое сопровождение. Ритмичность не даёт заскучать. Финал оставляет место для раздумий. Это всё та же Little Nightmares, просто улучшенная.
Недостатки:
Управление может изрядно потрепать нервы. Сюжет, как и в прошлой части, не особо связный и понятный. Какие-то эпизоды приходилось заучивать, чтобы пройти. Это всё та же Little Nightmares, просто улучшенная.
Комментарий:
В индустрии видеоигр крутится приличное количество риторических вопросов. И один из самых популярных звучит примерно так: «Что же всё-таки первостепенно: геймплей или сюжет?». Полагаю, каждый из вас хоть раз да натыкался в комментариях на жаркие споры на эту тему. Смысла в них чуть, ведь у каждого свои приоритеты. Любопытно другое, за всеми этими разговорами люди упускают третий подход к производству игр, когда ставка делается не на геймплей и не на историю, а на аудио-визуальное представление, создание уникального мира и густой атмосферы, очаровывающей и захватывающей.
Первая Little Nightmares была как раз из таких игр, и можно с уверенностью говорить, что ставка сыграла. Высокие оценки, народная любовь, хорошие продажи и, как следствие, открытая дорога для сиквела, который мы с вами на «ПоСарафану» сейчас и обсудим.
Небольшой экскурс в историю
Конечно, утверждать, что оригинал был бессюжетной игрой – не совсем справедливо. Имелись у нас и входные данные: главная героиня по имени Шестая, которая обнаруживала себя в загадочном подводном корабле «Чрево», где прятались по заброшенным углам жуткие создания, а на верхних палубах пировали гротескные гости. И про антагониста забывать нельзя, хозяйка этого корабля, финальная встреча с которой, влекла за собой очень неоднозначную концовку.
Вообще, неоднозначность, в целом, хорошо подходит для описания событий игры. В Little Nightmares никто не скажет и слова, нет никаких записок или аудиодневников. Нам предлагали разбираться в сеттинге, иерархии и механизмах «Чрева», мотивации и бэкграунде персонажей, опираясь лишь на детали окружения, предполагая и интерпретируя. И этот подход в полной мере был унаследован сиквелом.
Больше, интереснее, мрачнее
Поменялись лишь глобальные рамки истории, что вычерчивают автором. Вместо Шестой главным персонажем стал мальчик по имени Моно. Вместо душных коридоров «Чрева» придется изучить не то что бы более приветливые локации Бледного города – полуразрушенного мегаполиса с множеством искажённых зданий, окутанный постоянными дождями, туманом и тьмой. На нашем пути повстречается школа, больница, жилые дома. А вместо проходящего красной линией чревоугодия тут у нас непонятный зомбирующий сигнал, исходящий из далёкой башни. Всё остальное – детали, которые нам придётся разыскивать или придумывать самостоятельно.
От полюбившейся народом героине в жёлтом дождевике создатели не стали совсем отказываться, поэтому Шестая во второй части играет роль сайд-кика, управляемого искусственным интеллектом. Где-то она подсадит Моно, где-то поможет столкнуть особо тяжёлый объект или же подстрахует во время длинного прыжка. Однако, ощутимых изменений в привычную геймплейную концепцию это не вносит. Нет никаких хитрых взаимодействий, нет необходимости указывать Шестой, что нужно сделать, всё происходит само по себе.
Наша случайная спутница не требует инструкций и особого внимания. И, с одной стороны, хорошо, когда управляемый компьютером компаньон не нуждается в няньке. А с другой стороны, немного странно, что прохождение в компании добавляет так мало новых ощущений.
Зачем ломать то, что и так отлично работало?
К слову, давайте в целом про игровой процесс, опять же с оглядкой на первую игру. Безгеймплейность, как и её бессюжетность, это, конечно, условная и притянутая характеристика. Но всё же мы имеем достаточно тривиальный логический 2,5D-платформер с элементами stealth, когда нужно просто найти правильный порядок действий: где-то что-то выдвинуть, нажать да удачно потом перепрыгнуть.
И я сейчас не веду к тому, что должно быть как-то по другому. Как раз наоборот! Подобное исполнение хорошо соответствует общей картине, не отвлекает от главного. Козыри Little Nightmares 2 лежат в другой плоскости, поэтому у геймплея не было нужды сильно эволюционировать. Хотя какие-то нововведения в сиквеле всё же случились.
Во-первых, в Бледном городе Моно обнаруживает, что владеет талантом телепортации через включенные телевизоры, что вносит приятное разнообразие в пазлы. А во-вторых, тут есть, не побоюсь этого слова, боёвка! Жалуются же все, что хорроры постоянно сводятся к пряткам и главные герои не могут дать отпор. Ну вот, ответ подоспел с неожиданной стороны! Само собой, я говорю это сейчас с долей иронии: боевые сцены отыгрываются здесь по сценарию. Просто время от времени гейм-дизайнеры ненавязчиво подкидывают главному герою либо молоток, либо топор, либо трубу, которые можно и нужно использовать для самообороны. Удары соответствуют общему тягучему и инертному стилю игры, так что к таймингам придется привыкать какое-то время.
Не так просто, ну, лично мне, даётся управление фонариком, который теперь вместо зажигалки используется для освещения локации. Из-за того, что окружение теперь трёхмерное и достаточно глубокое, а камера, при этом, в определенной степени статичная, научиться чётко направлять луч свет – не такая уж и тривиальная задача. А ведь это важный момент, так как в Little Nightmares 2 есть противники, которых можно остановить только светом. К слов, пожалуй, самый жуткий эпизод за всю игру!
Эфемерные величины превыше всего
Вот мы и возвращаемся к тому, с чего начали. Прежде всего игра берёт своей атмосферой и художественным исполнением. И как же тогда её оценивать, ведь всё это слишком эфемерно. У каждого из нас свои страхи. Каждый из нас выстроит свои параллели, наблюдая те или иные события в Little Nightmares 2. Поэтому я вас предупреждаю: сейчас мы переходим на территорию исключительно субъективных суждений!
Прежде всего, вне всяких сомнений, сразу бросается в глаза, что локации стали менее тесными. Мы периодически оказываемся на улице под открытым небом, с которого сыпет дождь. В игре больше нет той клаустрофобичности, что была раньше. Я бы сказал, здесь гораздо лучше дышится. И я не уверен, хорошо ли это, плохо ли...
Из-за регулярных вылазок на улицу стало более очевидным деление на главы. В Little Nightmares 2 присутствуют прям четкие уровни, вот что лично я не так сильно ощущал в первой части.
Вообще, вот это чувство работы гейм-дизайнера стало более явным и навязчивым. То, что в первой части воспринималось как эксперимент, как находка, как вольная интерпретация известных механик, в сиквеле предстает как использование проверенных инструментов. Пользуясь излюбленными кулинарными метафорами, я бы сказал так: «Изготавливая первую часть, авторы подошли к кухонному столу, вывалили на него самые разнообразные продукты из холодильника и начали импровизировать. А вот вторая часть делалась ими пусть и по собственному, но всё же рецепту».
В боссах теперь не так много энигматичности, они стали однозначными что ли. Главный антагонист в первой части – хозяйка «Чрева», в сравнении с местными Слендерменом, куда круче цепляла и пугала даже чисто с дизайнерской точки зрения.
Не всё бесспорно и с нашими подопечными персонажами. В оригинале жутко и любопытно было наблюдать за трансформацией Шестой, которая сражалась не только с окружением, но и со своими навязчивым голодом. Здесь вместо этого у Моно есть периодические трипы в таинственный коридор через телевизионные экраны, но, к сожалению, они не являются двигателем развития персонажа в принципе.
Да ладно Моно, мне в Little Nightmares 2 Шестая даже интереснее была. Всё время ждал от неё каких-то намеков, характерных действий, проявлений. Может быть я что-то упустил, но в итоге из этого ряда за всю игру могу вспомнить только один классный момент, когда Шестая ненавязчиво стала греть руки, сидя у полыхающей печи крематория. Вот именно таких деталюшек мне не хватило.
Всё очень хорошо, но не идеально
И вот навалил вам тут своих жалоб, из-за чего может показаться, что игра прям совсем не удалась, но на самом деле это не так. Little Nightmares 2 исправно работает! Вы получите удовольствие от решения загадок, ощутите прилив адреналина в моменты панических погонь, вздрогните от страха из-за неожиданно зашевелившейся фигуры в темноте. А самое главное, что в финале будете сидеть в прострации, смотря сквозь титры, пытаясь собрать воедино картину произошедшего. Короче, вы вряд ли прям разочаруетесь, однако, вторая Little Nightmares, как раз прежде всего из-за того, что она вторая, просто не сможет вас изумить так, как делала это первая.
А раз изумить не получается, то и оценка должна быть соответствующая. Крепкая четверка с плюсом, но не пятерка. Помните, что обсуждали сегодня мы очень тонкие материи, а восприятие у всех работает по разному! Делитесь своими ощущенями в комментариях к обзору и не бойтесь своих страхов, их же можно просто уничтожить.
Комментарии к отзыву (156)