Средняя оценка:
MAD
Дата публикации: 23.08.2021
Достоинства:
Очень интересный и оригинальный мир, в который встроили по настоящему удивительную историю с необычными персонажами. Затягивающий геймплей, держащий геймера в напряжении, придающий свежести обязательной соулслайк-программе. Дизайнеры действительно постарались над визуальным стилем.
Недостатки:
Не самая лучшая оптимизация. Багов могло бы быть и поменьше. Разработчики злоупотребляют бэк-трекингом, серьёзно ограничивая возможности телепортации.
Комментарий:
Давайте будем честными друг с другом, за последние несколько лет соулслайки успели поднадоесть. Когда слышишь «соулслайк», то уже примерно представляешь, что там будет, тем удивительнее Grime, которая если и не переворачивает жанр, то, как минимум, занимает весомое место среди игр этого жанра. Для затравки просто скажу, что играть мы будем за камень, у которого вместо головы чёрная дыра!
Сюрреализм во всей своей красе
Представьте страшный коктейль, состоящий из соулслайка и метроидвании, густо приправленный сюрреализмом. Представили? Вот это и будет Grime! То и дело мы будем встречать огромные каменные головы и лица, с неба на нас будут сыпаться статуи, по рукам которых нам предстоит прыгать. Сражения порой нужно будет проходить не только реакцией, но и головой, и с головой, а кувшины будут отталкивать нас руками.
Даже описание в Steam сразу настраивает на нужный лад: «Необыкновенная материя саморазрушается, пока содрогается и сжимается мир — он крепко вас стискивает и выплёвывает на неизведанный берег жизни. Вы не знаете, что он скрывает, такой чужой в своей узнаваемости, и всё же вам придётся бороться за выживание в царящем вокруг ужасе». Эпично, не так ли?
Первое время действительно приходится привыкать к происходящему здесь сюрру, ибо не понятно, что вообще происходит, где мы и что мы. И буквально на какие-то мгновения, я перенесся в детство, где каждая игра казалось большим, необычным неизведанным миром, где реально хотелось осмотреть и изучить вообще всё, периодически поднимая челюсть с пола. Спустя какое-то время мы всё же осознаем, что попали в мир Разверзшегося Неба, где какие-то Матери шепчут, оживляя камень, а те, в свою очередь, рождаются уродливыми существами с валунами или шипами вместо голов, живут своей жизнью в городе Литит. Местные жители всеми силами защищают свой родной город, пытаются высекать статуи, творить и заниматься искусством, а также мечтают о «вознесении в восхитительную пропорциональность».
Мы играем за одного из таких камнеголовых – пропорциональный, отшлифованный, проще говоря идеальный представитель нового вида. Кто-то безмерно рад встрече с таким уникумом, кто-то наоборот пугается, а третьи и вовсе начинают агрессировать. К примеру, кто-то ужасается своей уродливости или вовсе рыдает, обняв колени, а при виде нас бросаются в бой с криком «На твоём месте должен быть я! Почему он, а не я?!». Ну, или как-то так...
И всё бы ничего, но до полного соответствия идеалу нашему герою не хватает одной маленькой детали – головы, вместо которой у нас небольшая чёрная дыра. Именно из-за этого те, кто более совершенен, кто более идеален называют нас фальшивкой и обещают стереть в порошок. И, как не трудно догадаться, нас этот расклад ни коим образом не устраивает, поэтому мы всеми силами будем пытаться разобраться, что вообще происходит, а затем разобраться с... а это уже спойлеры, поэтому играйте и узнаете сами.
Как и полагается хорошо проработанному миру, его населяют очень уж яркие и запоминающиеся герои. Мой фаворит – большеголовое нечто, которое становится практическим нашим адептом, собирая последователей и периодически одаривая нас подношениями, время от времени убивая других поклонников. Настолько он нас рад видеть.
Сделаем этот мир лучше
Мы все понимаем, что визуальным стилем в 2021 году уже никого не удивить. К графике и истории нужно обязательно прикручивать интересный геймплей! И в этом плане Grime снова на коне и снова удивляет. Мы уже видели десятки соулслайков и не меньше метроидваний и даже были попытки смешать эти два жанра, но наш сегодняшний клиент смог к этому дуэту добавить и щепотку своих идей. Главная – чёрная дыра вместо головы нашего протагониста. Ею можно блокировать атаки, оглушать противников, перехватывать запущенные в нас копья и метать их в сторону обидчика. Но самая важная «фишка» чёрной дыры – накопление «дыхания», которое работает на манер лечебной припарки и восстанавливает наши хит-поинты.
Также мы можем поглощать и некоторых врагов, за что получаем их способности. Ну, там не всё так просто: сначала нужно сожрать определенное количество, затем на местном аналоге костра – обелиске – способности необходимо прорастить с помощью специальных очков, которые выдаются за особо сильных противников. Эти умения бывают самыми разными, перечислять не буду, чтоб вам интереснее было. Скажу только, что поглощать можно не только самих врагов, но и вещи.
Добавьте сюда все эти фокусы с эхо-уклонениями, и на выходе получаем достаточно свежие ощущения от типичных, казалось бы, соулслайк-сражений. Зачастую приходится думать, что полезнее — убить или поглотить врага. Иногда лучше одно, иногда — другое. Если здоровья и дыхания мало, ищем, как бы их восстановить в первую очередь. Но при этом за убийство дают больше пыла, влияющего на получаемый опыт.
С пылу, с жару
Да, вы всё правильно поняли, пыл – это не нечто абстрактное, в Grime это ресурс, который увеличивает количество массы, выдываемой за убийство врагов. А те самые очки массы – это аналог душ, золота и опыт, за которые можно прокачивать своего персонажа. Масса даже используется в торговле, вы можете покупать оружие или расходники за счёт неё.
Оружие, к слову, различается уроном и скоростью и имеет требования к параметрам персонажа. Кроме того, у каждого есть особая атака — одно отбрасывает и ошеломляет врага, другое позволяет прыгать на противника и бить. А вот броню, как правило, мы вымениваем за найденные предметы (например, фрески) или снимаем с тел побеждённых недругов — в данном мире буквально вырываем каменный торс, руки или ноги. Характеристики неизвестны, но все предметы сопровождаются красивыми и опять же сюрреалистичными описаниями.
Если наш герой с пустотой вместо головы умирает, то теряем мы именно запас пыла, а масса остается нетронутой. И потом нужно с пылом бежать к своей застывшей каменной статуе, чтобы вернуть этот ресурс. Это позволяет быстрее прокачивать персонажа — очки опыта всегда при вас. А пока будете бежать к месту гибели, и пыла опять достаточно накопите.
С одной стороны, это делает игру легче и нивелирует страх перед гибелью — всё равно толком ничего не теряешь. Но с другой — в драках с крутыми врагами и уж тем более с хардкорными боссами всё равно решающим являются скорее мастерство игрока, его реакция и умение считывать тайминги оппонента. С этой точки зрения пыл кажется несколько искусственной, лишней характеристикой, которую придумали только для придания игре большей оригинальности. Ну, придумали и придумали — главное, что не мешает.
Хардкор или проблемы гейм-дизайна?
Кто-то считает, что необходимость постоянно перемещаться по локациям, в том числе и по изведанным – это хардкор, а по мне – это искусственное растягивание геймплея с помощью бэктрекинга. Если в классических метроидваниях телепорт является важной составляющей путешествия между суррогатами, то здесь же всё ножками. И ладно бы всё ограничилось бэктрекингом, но нет,тут достаточно мест, куда вы не попадёте или которые не пройдёте, пока не получите способность — например, притягивание предметов или рывок в воздухе после прыжка. Но вот необходимость, когда нет телепортов, долго возвращаться, напрягает. Истинные перфекционисты и любители метроидваний плюнут и побегут, а вот остальные, скорее всего, будут воспринимать игру только как соулслайк.
Слава Богу с платформингом здесь всё в порядке, он адекватно сложный, имеются интересные ситуацию, да и ловушки отлично синергируют с общей атмосферой сюрреализма. Да и с врагами проблем нет: их много, они разнообразные. А вот с арсеналом всё сложнее: бывают повторяющиеся альтернативные атаки, и под вопросом полезность самых тяжёлых дубин — очень уж они медленные.
К сожалению, баги тоже встречаются, не так часто, но всё же неприятно. Судя по отзывам в сети и в Steam, баги – важная проблема, которую явно пофиксят патчами.
Да, Grimeне идеальна, в ней имеются проблемы с гейм-дизайном, встречаются баги, оптимизация оставляет желать лучшего, но всё это не так страшно, не так весомо. Я от игры получил массу удовольствия, в ней есть потрясающая атмосфера, оригинальная история и классные персонажи, но что самое классное, игра дарует неподдельное удивление и восторг от игрового процесса и вымышленного мира. Так что если вы любите соулслайки, однозначно рекомендую вам Grime!
Комментарии к отзыву (156)