Средняя оценка:
MAD
Дата публикации: 26.08.2021
Достоинства:
Уникальный сеттинг, до боли знакомый русским геймерам. Затягивающий сюжет, на который сделали особый акцент. Головоломки заставляют напрягать извилины. Общий стиль и визуальное оформление игры на высоком уровне. Практически каждый персонаж в меру колоритен и обладает своим характером, а не набором архетипичных черт. Возможность сыграть в подкидного дурака чуть ли ни с кем угодно.
Недостатки:
Недостатки слишком громко сказано, скорее придирки. Музыка немного однообразна. Порой были проблемы с управлением. Выбор пару раз вариативность была на манер игр Telltale, то есть ни на что не влияла.
Комментарий:
В не таком далёком году мне попала в руки американская игра Where the Water Tastes Like Wine, где были собраны различные городские легенды, фольклорные истории и персонажи. Ещё тогда в мою голову закралась мысль, что неплохо было бы сделать нечто похожее только про нас. Русский фольклор – огромная пустующая ниша, причем не только в игровой индустрии, но и в кино, буквально по пальцам можно перечесть фильмов на эту тему. И, видимо, кто-то из разработчиков студии Morteshka умеет читать мысли, либо просто задумался о том же, ведь в 2021 году вышла «Чёрная Книга» – настоящий кладезь для отечественных сказаний, мифов и сказок, сделанный в формате RPG. Хотя называть её чистой RPG было бы неправильно. Тут у нас и текстовый квест, и визуальная новелла, и карточная игра, и приключение с элементами поинт-энд-клик, и, конечно же, ролевая игра с отыгрышем доброй или злой ведьмы.
Ещё в начале года, только узнав о концепции игры, я схоронил её в чертогах разума, дав себе слово обязательно поиграть, когда Black Book доберётся до релиза. Созданием её занималась небольшая пермская студия Morteshka, и, опережая события, скажу, что они постарались на славу. «Чёрная Книга» вышла более комплексной, масштабной и проработанной в сравнении с прошлым проект разработчиков The Mooseman, которая также была посвящена народным сказаниям. Возможно, свою роль сыграли не слишком высокие ожидания от нового проекта. Я хотел получить добротную карточно-коллекционную игру, а всё вылилось в интересную глубокую приключенческую историю, затянувшую меня на пару десятков часов. Цитируя великих, хочется сказать: «Как неожиданно и приятно».
В тридевятом царстве, в тридевятом государстве...
А история наша разворачивается ещё в позапрошлом веке в 1879 году. Событий на этот год пришлось не мало: родился сам Эйнштейн, придумали электровоз, Эдисон изобрёл лампочку накаливания, а в России состоялся первый телефонный разговор. В это же время в Чердынский уезд Пермской губернии прогресс не спешил, и вместо физико-химической магии там творилась самая настоящая.
В Вильгорте (село в той же губернии) и его ближайшие окрестности населяли бесы да черти, то и дело докучающие обычным русским мужикам да бабам. Но нет худа без добра и на любого чёрта найдется своя колдунья, которая может справиться со всеми напастями: то порчу снимет, то водяного прогонит, да и без проблем проверит, что за леший поселился в заброшенной избе.
За эту колдунью по имени Василиса нам и предстоит играть. Она не какая-то избранная, не случайный «мимо проходил», колдовство стало для неё осознанным выбором, чтобы воскресить своего возлюбленного. Как известно, заклятие воскрешения – самое сложное, поэтому для его исполнения необходимо в той самой книженци, что вынесена в названии, открыть семь печатей и после этого загадать своё заветное желание. Каждая печать имеет свой уникальный подход, поэтому для её открытия нам придется погрузиться в наш фольклор с головой, встречая самых разных его представителей, то тут, то там. И раз уж мы выступаем в роли колдуньи, то перед нами будет то и дело вставать выбор: помочь человеку или же выбрать сторону нечисти, дабы соблюсти свои интересы или добиться уважения у тёмных сил. И всё это будет открываться нашему взору красивым складным языком, который балансирует на грани простоты и поэзии.
К сожалению, тут вскрывается моя первая придирка к игре, да, именно придирка, потому что если вы ещё не поняли, то от «Чёрной Книги» я в полном восторге. Выборы, которые мы совершаем, далеко не всегда имеют какие-то последствия, кроме увеличения значения на счётчике грехов. Да, чем больше злобных деяний мы свершим, тем выше шанс получить отрицательную концовку, но хотелось бы, чтоб выбор ещё имел и второстепенные последствия.
Полностью безгрешной Василиса у меня не была, но это не помешало мне получить желаемую концовку, что, на самом деле, приятно. Игра не ударяется в лютый хардкор, как та же Undertale, которая наказывала даже за одно крохотное убийство.
Села ведьма с чёртом в карты играть...
Я уже говорил, что Black Book – проект сложный, комплексный и многоплановый, совмещающий в себе разные геймплейные элементы. Василиса, как и полагается порядочной ведьмочке, начинает свой день с общениями своими товарищами, слушает гостей и отправляет всякую нечисть работу работать. И, как правило, фольклорные криминальные элементы ничего хорошего честному люду не сулят, поэтому будьте готовы, что карма ваша может и пострадать. Попытаться стать хорошей и доброй колдуньей, конечно, можно, никуда не отправляя бесов да чертей, вот только тогда наша героиня сама будет мучиться от них. То атаку уменьшат, то вечно деревянные себе прикарманят. Вот нам и остается либо терпеть, либо вредить. Хотя... Не всё здесь так однозначно.
Но рано или поздно дела хозяйские заканчиваются, а значит пора отправляться в путь-дорогу. Перед нами лежит карта небольшой области с проложенным маршрутом, по которому мы должны двигаться от точки к точке. Каждое место можно посетить лишь раз (за редким исключением), и там нас ждёт текстовая зарисовка, по ходу которой мы сможем либо узнать что-то новое о мире Василисы, либо сделать очередной важный выбор, либо сразиться с нечистью.
Боевая система в «Чёрной Книге» реализована по не самой любимой мной схеме, а именно в формате карточной игры. По крайней мере так было именно до творения Мортёшки. У нас имеется своя колода с картами, от которых нам и нужно отталкиваться, а также место под заговор. Противник также имеет свою колоду, как правило, небольшую, если это только не колдун. Как и в любой уважающей себя ККИ здесь имеются свои ограничения. За один ход мы можем выложить только одно слово, колода должна быть минимум 13 карт, но не больше 33 и не более 4 копий каждой карты. Самих же карт превеликое множество и искать свою идеальную можно довольно долго. Жаль, что нельзя сохранять несколько разных колод, приходится вечно пересобирать одну и ту же.
Боевой заговор Василисы состоит из слов — приказов и ключей, которые, в свою очередь, делятся на цвета — чёрный (атакующие и направленные на противника) и белый (поддерживающие и направленные на себя). Например, завершающий заговор белый ключ под названием «Аминь» увеличивает получаемую защиту на три, ещё и остаётся в заклинании дополнительный ход. А некоторые особо «злые» чёрные карты добавляют грехов в копилку Василисы.
Сами же приказы и ключи в любой момент можно отменить, главное это сделать до свершения заговора, что, на самом деле, довольно удобно ведь можно подбирать подходящий расклад никуда не торопясь. Но, опять же, есть небольшая ложка дёгтя. К каждому вражине необходимо считать урон отдельно, а нечисть всякая не лезет по одиночке. Почему так? Да чёрт его знает. Зато мои математические знания устного счёта прошли проверку не только в магазине, но и в компьютерной игре. Есть повод погордиться собой.
Но самая интересная и сложная часть кроется в прохождении битв-головоломок, где у нас ограниченное количество ходов и заготовленный набор карт. Эта часть, как по мне, самая крутая, ведь именно здесь приходится включать своё серое вещество на полную, даже ошибиться нельзя. Но какой же кайф, когда всё получается! Говорят, что это пофиксили в патче, но я надеюсь, что это не так.
И знаете, что странно, несмотря на то, что игра довольно продолжительная и боёв здесь достаточно, они не успевают надоесть, хотя некоторых здесь можно избежать. Немалая заслуга игры в том, что она постоянно нас ставит в разные непохожие друг на друга ситуации, монстры различаются способностями, но даже если и бьёшься одной и той же колодой, бои всё равно выходят разными.
В целом игра по своей структуре напоминает «рогалик»: несколько маленьких задач, в конце нас ждёт либо босс, либо важное событие, а затем обратно в уютный терем и снова в путь. Вот только рандома никакого здесь нет, да и карта не генерируется случайным образом, а все события подвержены скрипту. Плохо это или хорошо – каждый решит самостоятельно.
И озарилось всё ярчайшим светом...
Сейчас будет признание, достойное клуба анонимных геймеров. Меня зовут Александр, и я потратил на полное прохождение «Чёрной Книги» практически 50 часов. И это при учёте, что я нигде особо не застревал, в сражениях не тупил. Но думаю добрая часть моих наигранных часов – это изучение именослова и в целом мира игры. Ещё часть времени однозначно отдал игре в подкидного дурака, так давно не играл в него, что сразу в детство окунулся.
А какой здесь ролевой отыгрыш, ух! Можно быть доброй ведуньей и знахаркой, либо жестокой, но справедливой колдуньей, а можно злобной и страшной ведьмой. По ощущениям, что игра испытывает не столько Василису, сколько нас самих! Зато я теперь знаю, что делать с водяным при встрече и смогу в лесу отличить лешего от простого бородатого мужика, так что участь героя песен Короля и Шута мне не грозит.
Славянский фольклор пронизывает всю «Чёрную Книгу» насквозь. Заводя в новое место, игра тут же отправляет нас в местный глоссарий, который активно пополняется по ходу сюжета. Оттуда можно узнать, например, чем так примечательна была в те времена русская баня. Кроме того, если персонажи употребляют в своей речи малопонятные современному носителю языка слова, то никто не мешает навести на них мышкой и прочитать их толкование. Стилизация стилизацией, но и об удобстве игрока тут не забывают.
Знаете, что в фокусе самое классное? Нет, не разгадка, а то, как ты пытаешься понять её! Вот и Black Book удилвяет нас, не выкладывая все карты на стол. Зачем портить удовольствие от изучения местного мира? Игра постоянно меняется, давая нам всё новые и новые порции информации о себе. Я также не планирую портить вам впечатление от всего происходящего. Просто помните, что за время прохождения сможете примерить на себя даже образ детектива и не только.
Что мне особо понравилось, так это размер локаций. Зачем большой и пустой мир, если можно на небольшой трёхмерной местности натыкать кучу всего интересного? Разработчики из Motreshka такого же мнения. Игра не блещет графическими изысками, рейтресингом и прочим, но она всё равно остается стильной, хоть и минималистичной. Хотя понимаю прекрасно, что не все от такого стилистического решения будут в восторге
Свет бы не был таким ярким, не будь тёмных мест...
В догонку к теме с локациями и свободным передвижением на них, не могу не отметить, что наша прелестная Вася иногда упиралась в невидимые стены или вовсе отказывалась идти туда, куда мне хотелось. Не критично, но всё же отметить стоит. Возможно поправят с патчами, но я бы особо не надеялся.
Резюмируя всё вышесказанное, как таковых недостатков у игры я не обнаружил, скорее мелкие огрехи, которые никак не мешают получать удовольствие от творения Мортёшки.
Если говорить на языке понятных метафор, то эта бочка с мёдом слишком велика и сладка, чтобы ложка дёгтя что-то испортила.
Почему же я так высоко оценил эту игру?
Знаете, когда ты играешь в компьютерные игры уже практически 20 лет, кажется, что удивить тебя просто невозможно. Дажехвалёным The Last of Us и God of War не удалось. А потом выходит какая-нибудь This War of Mine или Black Book и твоё сердечко тает быстрее, чем первый снег в плюсовую температуру. И вдвойне приятнее, что «Чёрная Книга» – отечественный проект!
Конечно, при желании можно начать прикапываться к неоригинальности сюжетной канвы, ведь при сухом анализе невооруженным глазом видно, что это, по сути, классический миф об Орфее и Эвридике, просто приправленный не греческой культурой, а славянским колоритом да персонажами местного фольклора. Но даже спустя тысячи лет миф способен задевать струны души простого человека, а славянский колорит лишь придаёт этой истории больше шарма и уникальности особенно для отечественного игрока. И получается, что мы имеем увлекательную и уникальную игру, способную затянуть рядового геймера на десятки часов, развернув колоссальную историю, которая выходит далеко за границы Чердынского уезда, что в Пермской губернии. И вот это, как по мне, самое настоящее волшебство!
Комментарии к отзыву (156)