Средняя оценка:
MAD
Дата публикации: 15.09.2021
Достоинства:
Отличное умное российское кино. Потрясающее техническое и музыкальное исполнение.
Недостатки:
Не хватило мощной итоговой сцены
Комментарий:
Кирилл Серебренников – один из немногих российских режиссёров, именитых не только в нашей стране, но и за её пределами. За его творчеством пристально следят, его новых работ с нетерпением ждут, а когда случился скандал с Гоголь-центром, в ходе которого творец угодил за решётку, то огромное количество режиссёров, актёров и других деятелей культуры вступились за него.
Для понимания значимости фигуры Серебренникова в фестивальном мире: когда съёмочная группа его нового фильма вышла на сцену в Каннах (сам Кирилл не смог посетить фестиваль), зал разразился аплодисментами, которые долгое время не могли стихнуть, и, что самое интересное, это произошло ещё до просмотра самой ленты. Получилось ли у постановщика в очередной раз порадовать зрителя голодного до умного кино или же вышло чрезмерно заумное копание в русской хтони?
Петровы в гриппе
Новая работа Кирилла Серебренникова снята по известному роману Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». С самим романом я не знаком, поэтому никакого бэкграунда при просмотре у меня не было, что ни коим образом не помешало получить удовольствие от просмотра.
Петровы — обычная русская семья, проживающая где-то в Свердовской области. Он — рядовой автослесарь. Она — библиотекарь. Их сын — простой школьник. Но стоило главе семейства заболеть, казалось бы, обычным гриппом, как вся их жизнь наполняется безумной фантасмагорией.
По заверениям самого режиссёра «Петровы в гриппе» — самый личный его фильм, и это ощущается буквально в каждой сцене, в каждой детали. Серебренникову, как настоящему творцу, скучно рассказывать прямолинейную историю, разжёвывая каждую свою идею. Зритель — не дурак, умеет думать, поэтому будьте готовы, что вас ждёт метафора, завёрнутая в другую метафору, в окружении остальных метафор, и это под куполом основной метафоричной идеи, олицетворяющей всю Россию со всеми её достоинствами и недостатками, которую мы так любим и так ненавидим одновременно.
Просмотр творений Кирилла Серебренникова очень схож с разгадыванием данеток. По началу ты вообще не понимаешь, что от тебя хотят, но чем глубже ты погружаешься, тем интереснее становится. Каждая сцена картины, как очередной вызов зрителю, который либо приблизит тебя к финальному ответу, идее, либо уведёт ещё дальше. Разгадывая сначала одну метафору, затем другую, ты ощущаешь внутри себя приятное тепло, которое постепенно расходится по всему телу. Ты буквально вступаешь в диалог с режиссёром, где каждая новая мысль несёт в себе какую-то идею, которая отдаётся отзвуком в тебе.
И мало было режиссёру отличной работы со сценарием, так он ещё умудрился его завернуть в идеальную техническую обёртку. Долгие проходки одним дублем, отлично поставленные кадры, великолепная операторская работа и моё почтение композитору, который смог органично собрать объединить и Егора Летова, и Хаски, и Вивальди на баяне.
Единственное, чего мне не хватило здесь, так это мощной катарсисовой сцены, которая бы отложилась в памяти у каждого смотревшего фильм, как это было с «Изображая жертву». Да, здесь есть крутая проходка от Димы Хаски, которая шикарно закрывает фильм, но это всё же немного не то. Умом-то я понимаю, что подобного здесь ждать было глупо, не об этом история, но всё же.
«Петровых в гриппе» кто-то назвал бесконечным трипом в русскую хтонь, но я лишь отчасти согласен с этим выражением. Кирилл Серебренников не пытался нам показать, как всё плохо, не пытался открыть глаза на очевидные вещи, нет. Он, скорее, как герой ДиКаприо из фильма «Начало» попытался погрузиться глубже, через своё творчество он устроил сеанс рефлексии, который тесно связан со зрительским восприятием. Ведь, «мама, я знаю, мы все сошли с ума».
P.S. Я ничего не сказал про актёров. Но вы посмотрите на каст, там всё понятно без слов.
Комментарии к отзыву (156)