Средняя оценка:
Jack
Дата публикации: 17.09.2021
Достоинства:
Возможность окунуться в мир магии, творящейся «своими силами» концентрированная книга, которую не получится прочесть за один вечер красивое оформление бумажной версии с виньетками и рисунками вычурный язык, витиеватые фразы напоминают украшения другая культура, в которую интересно погружаться Микошу сопереживаешь, эмоциональная и психологическая часть проработана, много философии небанальность, ни на что не похожее произведение в традициях мистической классики
Недостатки:
Язык книги может быть сложным для восприятия, в нем много сносок к словам гуцульского языка атмосферное повествование, рассчитанное на вдумчивого читателя, а не любителя экшена чужая культура, язык и обычаи, а также добавочные сюжетные линии с Полорогим и кузнецом, которые неочевидно объясняют основную сюжетную линию, придется подумать Микош часто печален или в депрессии обилие магии, нечисти и всего, что мерещится, не понравится приверженцам реализма
Комментарий:
«Море Микоша» - роман российской писательницы Дарьи Тоцкой, вышедший в издательстве «Де’Либри» в 2020 году. Мистическая фантастика, магреализм, альтернативная история, интеллектуальный современный роман. Декорация – живописные Карпаты середины XIX века с сельской жизнью и нечистью.
О чем эта книга
Микош Ракоци живет в селе Глыбоке вместе с матерью, отец их покинул, когда Микош был еще маленьким. Все как у всех, но с самого начала он осознает, что мать не любит его, и ищет причину в себе. Но все меняется, когда мать Лина умирает. А так как действие романа нелинейное, то именно с этой сцены и начинается книга. Микош отправляется в город Ужгород, тогда еще он назывался Унгвар, и там встречает духа-змея. Дальше время как будто ускоряется, и читатель наблюдает его путешествие в замок Паланок одновременно с событиями прошлого. Формально это и есть сюжет книги вплоть до смерти главного героя. Но все повествование настолько густо пересыпано его выдумками о диких людях, лесных мавках, рогатом Ниц, ведьме с черной коровой и сельском умалишенном Полорогом, что все становится мифом, рассказанным современным языком.
Магия
Магии в книге уделено много внимания, она происходит вокруг как бы «сама собой» и является частью природы. Это не «Гарри Поттер» и не «Хроники Нарнии», так как Микош не творит своими руками волшебство, да и никакого шкафа, переносящего в Нарнию, у него нет. Он уже живет в мире волшебства, соседствующего с бытом. Пока селянка Языкаста Ярослава собирает урожай, прямо на ее глазах происходит разговор цимбаля Михея с Черным конем с крыльями, у которого вместо двух глаз шесть. Рыбья Слива по ночам под своими корнями рождает маленьких рыб. Дух-змей разговаривает с Микошем, незримо путешествует на нем и дает советы. Рогатый Ниц из косточек одного яблока выращивает целый Старопаський сад, в который боятся ходить селяне из Глыбоке. Волшебства много, оно необычное и похоже на сны, временами жутковатые, как например, встреча Микоша с бабушкой у Мертвого озера.
Какой это жанр
Есть еще в наше время люди, которые уверены, что женщины пишут только дамские романы или какой-нибудь ромфант. Но это не так, что подтверждают современные российские писательницы: Татьяна Толстая, Людмила Улицкая, Дина Рубина, Людмила Петрушевская, а также следующее поколение: Лера Манович, Линор Горалик, Анаит Григорян, Мария Степнова, Ирина Иваськова и другие. Все они творят в условном жанре «интеллектуальная литература», к которому относится и «Море Микоша» Дарьи Тоцкой.
Еще это современная мистическая фантастика, ведь в реальности рогатый Ниц с волчьей челюстью не пирует с селянами за одним столом. Магреализм, но уже не тот, который был во времена Маркеса и его шедевра «Сто лет одиночества». В этой книге больше психологического романа, к которому имеет отношение Федор Достоевский. Это и альтернативная история, потому как в романе упомянуты реальные исторические личности: создатель полифонического хора Константин Матезонский, вероятно, бежавший от декабристского восстания, а также автор русинского букваря Александр Духнович.
Язык книги и есть ли мораль
Сложный и образный, богатый метафорами язык не всем покажется легким для чтения. Некоторым будет трудно читать эту книгу, особенно философские вставки и многочисленные сноски. Сноски разъясняют гуцульские слова по ходу повествования, рассказывают об их блюдах, одежде, обычаях, а также выдуманные автором пословицы, песни и считалки.
Мораль в романе «Море Микоша» подводит читателя к выводу, что семья имеет ценность только тогда, когда все домочадцы любимы и важны друг для друга, и у них есть диалог не только о немытой посуде. Ощущение недолюбленности может стать разрушительным для человека в будущем. Дети должны появляться только в той семье, где их готовы поддерживать эмоционально и окружать заботой, идущей от сердца, а не просто потому что «так надо».
На какие книги похоже «Море Микоша»
По сюжету в Унгваре Микош находит духа-змея, который вместе с ним принимается ворошить его прошлое. Корни этой встречи в карпатских поверьях о бесовском духе «хованце», которого можно было высидеть из яйца, почти как василиска. В мировой литературе уже были духи-помощники, например, в «Фаусте» Гете или у Михаила Булгакова в «Мастере и Маргарите», но по структуре и языку «Море Микоша» не похоже на них.
Оно ближе к классической мистической литературе: Говард Лавкрафт, Эдгар По, Стефан Грабинский, Николай Гоголь. Как всем известно, мистические традиции в русской литературе вообще невероятно сильны и начинаются как раз с середины XIX века. В России в этот период создавалась одна из первых мистических повестей «Лафертовская маковница» Антония Погорельского. Уже после подоспел цикл Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», на который и похоже «Море Микоша». С той разницей, что западноукраинская культура гуцулов сильно отличается от Гоголевских хуторов в центральной части Украины.
Другие герои и их роль
Микош – единственный главный герой, все остальные герои в книге второстепенные, даже его мать Лина, отец Ласло и любимая Оленка, которая появляется ближе к концу произведения. В романе много волшебных героев: Ниц, дух-змей, мавки, Чугайстр, дикие люди, Черный и Белый кони и другие. На их фоне селяне все равно выглядят странными, а причины их действий – чуть ли не лишенными смысла и волшебными. Селянин Пструг выходит из озера по большим праздникам, селянки Божейка и Хвидорчучка ждут в своих дворах сошествия святых, а цимбаль Михей отправляется искать дерево, в которое ударила молния. Но все они являются не самостоятельными персонажами, а образами разных черт характера, как у Гоголя в «Мертвых душах». Божейка и Хвидорчучка – «добрые селяне», которые изо всех сил стараются делать все, как правильно. Кузнец – мужчина, изменяющий жене от скуки. Сердобольная баба Турма даже к дикому зайцу пристает с ненужной заботливостью.
Какое отношение имеет к психологии
Есть мнение, что все, описанное в романе объяснимо с точки зрения психологии. Микош понимает, что мать его не любит, но берет всю вину за это на себя. Он постоянно рассказывает селянам историю умалишенного Полорогого, неосознанно намекая, что он тоже может наложить на себя руки или сойти с ума из-за отсутствия любви и заботы. Призрачная фигура рогатого Ниц, которого никто не видит, – воплощенный страх смерти у Микоша.
Дух-змей является на самом деле частью его же души, которая ранее была расколота из-за горя. И эта «часть» дополняет его картину мира до адекватной, объясняя причины нелюбви матери. История ведьмы с черной коровой и кузнеца с разными альтернативными исходами является размышлениями Микоша о причинах нелюбви между отцом и матерью и о том, почему их совместное дитя (то есть он сам) им оказалось не нужно.
Микош умер или нет
Финальная глава повествует о том, как Микош оказывается в безымянном турецком городе во время морского сражения. В ходе городского пожара в разгар схватки он ложится на землю и засыпает, после чего за ним приходит змей, только теперь уже обретший гигантские размеры. Вероятнее всего, писательница не захотела убивать своего героя на глазах у читателя. Но существует также версия, что Микош выжил в ходе сражения, и что пролог произведения на самом деле описывает события после финальной главы, так как в прологе Микош вспоминает дикие травы Карпат, а значит, уже находится на чужбине. Если это так, тогда жизнеописание Микоша оказывается закольцованным, как змей-уроборос, и у него нет ни начала, ни конца.
Комментарии к отзыву (156)