Средняя оценка:
Alex
Дата публикации: 05.10.2021
Достоинства:
Философская история, предлагающая игроку возможность различные толкования. Сюжет от Рагнара Тёрнквиста не раз и не два обманет ваши ожидания. Отлично проработанные персонажи. Вариативность в кое-то веки на что-то влияет. Великолепные пейзажи. Максимально атмосферная музыка.
Недостатки:
Очень короткая игра. История может разочаровать, если вы не любитель разбирать их с философским углублением. Свобода исследования до ужаса ограничена. Система динамических диалогов вызывает ряд вопросов.
Комментарий:
Некоторые игры в процессе разработки меняются почти до неузнаваемости. Вот взять хотя бы нашу Draugen от норвежской студии Red Thread Games, сотрудники которой создали серию Dreamfall – три великолепных приключенческих квеста. В октябре 2013 студия к удивлению многих анонсировала игру в нетипичном для себя жанре хоррора. Сюжет Draugen должен был основываться на скандинавских мифах и легендах, а игрокам в роли американского учётного нужно было раскрыть тайну небольшого норвежского поселения, искать улики и собирать фрагменты чужих воспоминаний в цельную картину. Уже по тизеру было видно, какой мрачной и пугающей должна была быть игра.
Однако, 6 лет – довольно большой срок и многое за это время может измениться. Уж не знаю, что там случилось в Red Thread Games, но в своём финальном воплощении Draugen лишь отдалённо напоминает нам то, что показывали раньше. Пошли ли эти перемены игре на пользу? Давайте разбираться вместе! С вами Екатерина Аксёнова, и вы читаете обзор игры Draugen на сайте ПоСарафану.
Что не изменилось за 6 лет?
Некоторые вещи остались неизменными с самого первого пресс-релиза. У нас есть протагонист-мужчина, то ли художник, то ли учёный, то ли писатель, в общем, человек с фантазией. И есть захолустный городишко Граавик, в который он приезжает. В процессе разработки сюжет игры оброс новыми подробностями. На дворе 1923 год, у героя появилось имя – Эдвард, и цель – найти свою сестру Бетти, а ещё появилась спутница, которая мне чем-то отдалённо напомнила Эмму Уотсон, которую зовут Алиса, она же Лисси. Кто-то бы назвал последнюю озорной, но я скажу ,что она надоедливая, раздражающая и ревнивая.
Эдвард и Лисси прибывают на берег, где расположена деревушка и, разумеется, оказываются втянуты в таинственную историю. В Граавике нет ни души, хотя Эдвард предупреждал о своём приезде и даже переписывался с одной из жительниц, которая его и пригласила. И чем больше герои блуждает по поселению, тем больше улик они находят.
Новый жанр на старых рельсах
RedThreadGames окрестила свою игру «фьорд нуаром». Этот термин разработчики, судя по всему, придумали сами, но на криминальную драму игра совсем не тянет, да и вообще детективом Draugen можно назвать с натяжкой, а так, на минуточку, игру характеризовали в самой студии. Draugen – скорее меланхоличный симулятор ходьбы. Мы исследуем Граавик, восторгаемся тем, как красива осенняя Скандинавия, а она и правда восхитительно красива, слушаем комментарии Эдварда и Лисси, пытаемся разобраться, что же случилось с этим Богом забытым местом и ищем сестру.
Здесь нет никаких головоломок. Для продвижения по сюжету игроку необходимо лишь найти триггер и запустить следующую сцену. Это довольно просто, ведь активные предметы подсвечиваются кружочком и их не так уж и много. Исследовать норвежский быт как следует, не получится. Герой просто ходит мимо большинства предметов и никак не реагирует на них. И это печально! Всё-таки не часто игроков заносит в подобный сеттинг.
Одной из ключевых особенностей Draugen была заявленная реалистичная и динамическая диалоговая система взаимодействия с Лисси. И знаете, как же нагло врёт эта игра! Иногда, мы выбираем реплики, которые произнесёт Эдвард, темы, которые он хочет обсудить, но всё это сделано настолько обычно, что как об этом можно говорить, как о какой-то особенности, я не знаю! Лисси можно позвать одной кнопкой, но когда темы закончатся, а они кончаются быстро, она просто начинает повторять одну и ту же фразу. Вот это реализм! И я не против такого, на самом деле, и прекрасно понимаю, что к игре не запишешь миллион уникальных диалогов, но не нужно тогда врать игрокам, что мы увидим что-то особенное! Это абсолютно обычные диалоги, тут даже вариативности как таковой нет. И да, их маловато.
А почему здесь так мало?
Как маловато и самой игры. Draugen проходит за три часа. Трёхчасовая игра после шести лет разработки. Давайте вернёмся к началу обзора, где я говорила, что тогда, в 2013-м, игра должна была быть несколько другой. Она должна была нагнетать напряжение и пугать. А в Draugen образца 2019 года есть всего один страшный сегмент и лишь одно упоминание чудовища, в честь которого игра получила своё название. Драугр – в скандинавской мифологии оживший мертвец, предвещающий смерть. Возможно по изначальной задумке такой монстр мог встречаться игроку, но... Сейчас мы можем прочитать про него в детской книге.
Впрочем, мне кажется, что смена жанра с хоррора на симулятор ходьбы не так страшна сама по себе. Куда грустнее видеть остатки предыдущих наработок, которые вроде и ни к селу, ни к городу.
Без спойлеров о заспойлеренном игрой сюжете
А теперь я буду говорить максимально завуалировано, чтоб те, кто играл поняли о чем я, а не игравшие не словили охапку спойлеров. Хотя что я волнуюсь, в начале игра сама предвосхищает свои сюрпризы под видом ехидной насмешки Лисси. Эдвард одержим поисками сестры, и в какой-то момент психическое состояние героя начинает немного пугать, а следующие за этим сюжетные откровения вызывают лишь постоянные желание приложиться фейсом об тейбл.
Самое бредовое при этом – примирение героя со своим состоянием. Он, вроде как, борется со страхом одиночества, идёт вперёд в этом направлении, но потом: «А нет, манямирок победил!». Что хотела сказать этим игра? Что жить в плену иллюзий круто? Дружите со статуями?
На этом закончу с обтекаемыми формулировками и скажу ещё пару слов о противоречиях, которые меня зацепили. В разговоре о трагедии в местной шахте Лисси говорит, мол какое нам дело до всего этого, но уже через несколько минут она заявляет: «Мы должны выяснить правду об одной девочке!». Видимо, это та самая реалистичная система диалогов.
А ещё не могу не отметить, что в игре сэкономили на анимациях. Зачем показывать руки героя, когда можно сделать не особо эффектное затемнение экрана. А играя на пианино нельзя смотреть на клавиши – хитро! Вот только дёшево.
Красота – это хорошо, но недостаточно
Но, на самом деле, прогулка по заброшенному и прекрасному Граавику да ещё и под грустную музыку Саймона Пула – бессменного композитора Red Thread Games чудесна. Но, как вы понимаете, одной красивой норвежской природой голодный игрок сыт не будет. Draugen – это абсолютно линейная и даже скучная история. Да и сюжетные ветки никак не связаны друг с другом, а напускная таинственность выглядит глупо, когда не даёт в финале никакого объяснения.
У Draugen был огромный потенциал! Сама по себе идея с заброшенным поселением на берегу фьорда при должном раскрытии звучит как минимум интересно. Но в игре вся Санта-Барбара с жителями городка заканчивается словами «Мы никогда не узнаем, что стало с этими людьми. А может написать книгу без всех оборванных нитей?». Ммм, а может сразу написать такой сюжет, где не будет этих оборванных нитей?
А ещё у игры до самого выхода не было цены в Steam, как будто игры до последнего момента сомневались отдавать её вообще в релиз или нет. Draugen как будто просто не доделали и выпустили то, что было, не забыв при этом сделать открытый финал и жирный намек на продолжение. Надеюсь, что в нём Тёрнквист и товарищи учтут огрехи. Ну, или хотя бы не будут выдавать игру за то, чем она не является. А пока игру иначе, как проходной назвать нельзя («Проходная игра» и симулятор ходьбы: ну, вы поняли, да?).
Комментарии к отзыву (156)