Средняя оценка:
Jack
Дата публикации: 02.11.2021
Достоинства:
Масштабный, наполненный ресурс, посвященный только хоррору первые публикации интервью и прозы многих зарубежных мастеров хоррора здесь же можно прочесть прозу российских авторов хоррора сайт пестрит новостями мира хоррора, анонсами и публикациями об итогах жанровых премий здесь же можно прочесть о новинках фильмов ужасов и художниках, работающих со страшными мотивами формат вебзина позволяет не пропустить новые и интересные публикации сайт открыт для комментариев и новых авторов сайт и его создатели достаточно известны за рубежом
Недостатки:
Ресурс посвящен только хоррору, приверженцам других жанров литературы здесь будет, возможно, скучно качество и наполняемость рецензий и статей «плавает», но это норма для ресурса, посвященного одному жанру как правило, колонка прозы представляет уже известных российских писателей ужасов, сложно опубликоваться новичку
Комментарий:
Darkermagazine.ru – российский вебзин ужасов и хоррора в литературе, изобразительном искусстве, играх и кино. Вебзин – это интернет-журнал. Новые статьи выходят раз в месяц.
Что такое Darker
Можно долго спорить о том, нужен ли миру жанр ужасов. Все дело вкуса, кто-то любит фильмы ужасов, а кто-то старательно их избегает. То же и в литературе. Хотя мастерами ужасов считаются такие классики, как Эдгар По, Уильям Блейк, Говард Лавкрафт и другие. Из современных авторов можно назвать Стивена Кинга, добившегося вселенской популярности именно в жанре хоррор.
Darker – это интернет-журнал, вебзин. Раз в месяц в полночь выходит новый номер с новыми статьями, интервью, рецензиями и прозой в жанре хоррор и мистика. При этом старые материалы не исчезают, а остаются на сайте. Номер собирает команда добровольцев во главе с редактором.
Это первый российский ресурс такого плана и определенно самый развитый и масштабный. Сотни рецензий на фильмы ужасов, интервью, статей и просто рассказов по теме. Более того, серия издательства «АСТ» «Самая страшная книга» - заслуга этого сетевого ресурса, но об этом чуть позже.
С чего все начиналось
Все началось с журнала, сверстанного в формате pdf, тогда еще он назывался «Тьма». Журнал существовал в 2006-2009, а уже в 2011 та же команда вывела в свет сайт «Даркер». Это был талантливый, но, к сожалению, ныне умерший писатель Владислав Женевский, писатель Александр Подольский и писатель, а также основатель серии «Самая страшная книга» Михаил Парфенов.
В какой-то момент творческого потенциала редакции хватило для задумки серии «Самая страшная книга». Сегодня это целый издательский проект, который регулярно радует читателей как сольными книгами, так и подборками рассказов российских авторов. Выяснилось, что и у нас могут писать хоррор ничуть не хуже западного. В серии выходили сольные книги Владислава Женевского, Дарьи Бобылевой, Максима Кабира и других.
Не только российские авторы
Здесь можно прочесть свежую (и страшную!) прозу не только российских авторов. Ресурс, опять же, силами добровольцев регулярно переводит страшные рассказы с других языков мира, в основном англоязычные. В «Даркере» впервые публиковались переводы некоторых рассказов Говарда Лавкрафта- казалось бы, уже больше ста лет прошло, а нет, не все вещи переведены и опубликованы. Из ныне живущих «Даркер» переводил и публиковал Томаса Лиготти, Рэмси Кэмпбелла, Клайва Баркера, Кена Лю и других «королей» ужасов.
Здесь же можно прочесть единственное интервью Томаса Лиготти, данное им российским изданиям: писатель просто интроверт из интровертов и не раздает интервью пачками. Если открыть раздел интервью на сайте, то можно увидеть, что он пестрит иностранными фамилиями, и это не перепечатки из других ресурсов, а собственные интервью «Даркера», которые обычно проводятся в сетевом режиме. Среди них интервью с режиссером фильма «Уиджи. Проклятие доски дьявола» Майком Флэнеганом, писателем Брайаном Ламли, режиссером «Страшных историй для рассказа в темноте» Андре Эвредалом и другими.
Не только о книгах
Сайт рассказывает не только о страшных книгах. Ужасы и мистика в музыке, изобразительном искусстве, играх и кино здесь регулярно обозреваются все теми же добровольцами. Можно соглашаться с авторскими рецензиями или нет, но пропустить нечто новое в мире страшного точно не получится. В разделе ИЗО много обозревается комиксов. Например, кто бы мог подумать, что существует комикс, в числе авторов которого Киану Ривз? Записывайте: Brzrkr.
Рубрика «Тьма в музыке» опирается не только на норвежский black metal, но и на такой редкий и малоизвестный жанр, как хорроркор. Здесь же можно найти практически «академические» статьи «Темная сторона блюза» и «Пляска смерти в классической музыке до ХХ века».
И все же о книгах
Так сложилось, что рецензии на книги ужасов в российских газетах, журналах и сайтах трудно встретить. Жанр хоррор существует немного сам по себе. Поэтому то, что в «Даркере» регулярно выходят рецензии на книги российских и зарубежных мастеров ужасов – это большой плюс и подспорье для такой литературы. Какой-то популярности удалось добиться книге «Вьюрки» Дарьи Бобылевой, вышедшей в серии «Самая страшная книга». Но вот те же рассказы Владислава Женевского признали за рубежом, о них тепло отзывался американский писатель и издатель Джефф Вандермеер, а в России о нем знают единицы.
Как попасть в «Самую страшную книгу»
Ежегодно «Даркер» проводит конкурс для отбора в очередной выпуск «Самой страшной книги». Тематически авторов ничем не ограничивают: можно писать в любом поджанре ужасов: поместить своих героев в историческую канву или же ограничиться старым «добрым» слэшером. Главное, чтобы это было сделано мастерски и соответствовало заданным объемам. Затем путем голосования отбираются претенденты на участие в сборнике.
Даже если какой-то новоиспеченный автор не попадет в «Самую страшную книгу», он сможет попробовать свои силы в следующем году. К тому же он все равно вливается в некое виртуальное сообщество хоррора. Конкурс серьезный, в нем участвуют и выпускники Литературного института, и уже известные российские мастера ужасов. Судят конкурс писатели, редакторы и деятели культуры с пометкой «хоррор». Портал анонсирует и другие конкурсы, связанные с ужасами, например, «Чертову дюжину» и «Мастера ужасов».
Тем же, кто не планирует в них участвовать, представляется прекрасная возможность прочесть новую жанровую прозу.
Насколько портал «Даркер» удобен
К каждому материалу на главной странице прикреплено фото или иллюстрация по теме. Это, конечно, делает портал более красочным, но растягивает главную страницу в длину (приходится много скролить мышкой), и к тому же затрудняет поиск нужных материалов.
Раздел «Авторские колонки» занимает место вверху и по центру главной страницы, но фактически не содержит ничего интересного для стороннего читателя. Просто мысли редактора о литературе ужасов и свежих проектах.
Не очень просто найти рассказы русскоязычных авторов в жанре хоррор. Они оказываются скрыты по адресу: Рубрики – Проза. По адресу Рубрики – Рецензии – Читаем в оригинале скрывается не зарубежная проза в оригинале, а рецензии на то, что еще не переводилось на русский язык.
Отдельно можно рекомендовать посещение вкладки Журнал – Русский хоррор: что читать. Это подборка 2012 года авторства Владислава Женевского, и в ней перечислена классическая русская литература с элементами страшного. То есть начиная с XVIII века и «Малороссийских былей и небылицах» Ореста Сомова (кто вообще из широких читателей слышал о таком?) Если «Черного монаха» Чехова, «Пиковую даму» Пушкина и «Упыря» Алексея Толстого многие вспомнят, то другие позиции из списка открывают русскую литературу в совершенно новом свете. Оказывается, что страшное буквально «в крови» русской классической литературы.
Далее в статье перечислены произведения современных русских авторов, которые формально не относят себя к литературе ужасов, но элементы страшного в их прозе есть. Это «Кормление черной собаки» и «Латая дыру» Андрея Дашкова, рассказы Ильи Масодова, «Псоглавцы» Алексея Иванова и другие. Ниже опубликован список изданий в рамках цикла «Самая страшная книга» и других проектов самого «Даркера».
Комментарии к отзыву (156)