Средняя оценка:
MAD
Дата публикации: 26.01.2022
Достоинства:
Левиафан. Кратос. Атрей. Зрелищная постановка. Яркие бои. Съемка одним кадром. Мощный саундтрек. Разнообразие миров. Шедевр игровой индустрии на годы вперёд!
Недостатки:
Какие недостатки? Одна из лучших игр последних пяти лет!
Комментарий:
Как можно было понять по заголовку, это будет не совсем обзор в привычном его понимании, потому что все итак всё знают про God of War: десятки от геймеров и критиков, 95 баллов на Метакритике и всё в таком духе. Наверняка часть людей, которые будут читать данное ревью могли уже купить игру и пройти её разок-другой, потому что ответы на главные вопросы: «Удалась ли игра?» и «Стоит ли её покупать?» – уже давно известны! Новая God of War великолепная, потрясающая и вообще выше всяческих похвал. Один из лучших проектов последних нескольких лет, достойнейшее возвращение легендарной серии. Мне кажется уже только ленивый не высказался по поводу этой игры.
И вот тут я, спустя пару лет, с релизом игры на ПК, решил поделиться своими ощущениями по поводу похождений брутального Кратоса и его сына Атрея. Плюс мне очень интересно проследить за эволюцией данной серии, проследить какие вещи перекочевали в новую игру, а какие были удалены за ненадобностью. Да и в целом, какие новшества появились в новой God of War.
А это точно всё ещё God of War?
Начать хочется с того, почему переосмысление всё ещё заслуживает носить название легендарной серии, ведь даже невооруженным глазом видно, что изменения произошли кардинальные! А как мы знаем по другим переосмыслением (та же Resident Evil), то где есть кардинальные изменения, то там есть и люди, считающие, что название было прикручено лишь по маркетинговым соображениям и никак иначе. Специально для таких зануд, я хочу рассказать, что в этой игре есть множество элементов, которые перекочевали прямиком из ТОЙ САМОЙ серии.
Прежде всего речь идёт, конечно же, о тематике. Да, в этот раз на передний план вынесены взаимоотношения с сыном и их поход на вершину, дабы развеять прах матери, но мы всё также противостоим местным богам, гигантам и мифическим существам, которые населяют Мидгард, Асгард и другие близлежащие миры. Согласен, сеттинг другой, но суть не поменялась. Окружение стало чуть ближе к нашим реалиям. Кратос вообще ведёт себя как суровый русский мужик: и берёзку обнимет, и на сына наорёт, и в горящую бабу войдет, и обязательно расскажет офигительную историю, после которой пацан будет отходить ещё долго.
Боевая система хоть и претерпела солидные изменения, но всё также базируется не на сложных многокнопочных комбинациях, а на правильном применении контекстных приёмов и таймингах, индивидуальных для каждого врага. Осталась ярость, осталась прокачка, разблокировка новых способностей, сундуки, увеличивающие полоску HP и ярости. Даже возможность отдавать команды Атрею – это тоже не новшество, а фишка, которая была ранее (пускай и в одной игре для PSP, где данная механика появляется лишь под самый конец, но всё же). Жестокость и пламенный пыл Кратоса всё ещё на месте, да, слегка приземлились, но всё ещё на месте кровавые добивания и адские расчленения.
А также уровень эпичности и размаха никуда не делись. Некоторые сцены с тем же гигантским змеем Ёрмунгандом умудряется удивить даже видавших виды геймеров. Но даже помимо него будет в игре ещё достаточно максимально пафосных и гиперболизированных эпизодов.
Аккуратно вырезаем лишнее
Но не все вещи принёс с собой Кратос из Греции. Какие-то детали были искусно удалены либо за ненадобностью, либо по причине их устаревания. К примеру, во всех постановочных сценах исчезли QTE, которыми и славился «Бог войны». Остались моменты, когда игроку придется долбить по одной-двум кнопкам, но не более. И, казалось бы, зачем убирать эту фирменную фишку? Да затем, что Quick Time Events – пережиток прошлого! Большинству геймеров интереснее наблюдать грамотно поставленные и срежиссированные кат-сцены, а не отвлекаться на то и дело появляющиеся кнопочки.
И нет, я не ярый противник QTE, ни в коем случае. Просто разработчики ленятся применять их правильно. Сейчас почти не встретишь ничего такого же классного, как каноничная сцена из Resident Evil 4, где Леон вступал в драку на ножах с Краузером. Именно благодаря QTE напряжение возрастало в разы, делая его ощутимым. А вот в той же Fahrenheit индикаторы заслоняли пол экрана, мешая любоваться сценой. А вот когда надо просто долбить на мышку или кружок, то и эпик не теряется и внимание игрока не рассеивается. Красота!
Платформинг, кстати, тоже ушёл в небытие. Ни задачек тебе, ни скоростных экшн-сцен, максимум – лазать по стенкам и другим элементам. Даже прыгнуть теперь не получается. На все уступы приходится забираться, периодически кряхтя. Что поделать, даже Бог войны стареет.
И, по ощущениям, это все срезанные элементы, которые мне удалось найти...
Что-то теряем, а что-то находим...
И если мы заговорили о потерях, то самое время поговорить о том, что игра приобрела. И тут список просто огромен, двумя пунктами я не ограничусь!
Начать хочется с открытого мира, вернее даже с нескольких открытых миров! Но даже если бы всё ограничивалось одним Мидгардом, то этого было бы достаточно! Да, его размеры не сравнятся с той же Assassin's Creed: Origins или Odyssey например, но по количество насыщенности и интересных мест и событий на один квадратный метр God of War с ними точно потягается. Причем я, как игрок, к этому вообще не был готов изначально! Шутка ли, во время изучения карты, меня случайными ветрами занесло в какую-то пропущенную несюжетную локацию, где я встретил, мать его, дракона! Даже побочные задания здесь частенько балуют игрока дичайшим эпиком и не ощущаются довеском! Видны и вложенные усилия, и масштаб, и даже постановку.
Кстати, да, здесь есть дополнительные задания, чего до этого не бывало в серии! Причем они выполнены на высочайшем уровне! Всегда для них есть контекст или история, какие-то духи, раскрывающие мир и лор. Всё это усиливает желание игрока с проложенной дорожки сюжета, и окунуться в этот чарующий мир.
Но если просто выполнять задания ради интересных заданий вас не тянет, то тогда можно делать это вознаграждений! С двух ног в серию влетел крафт со всеми соответствующими атрибутами: характеристики, ресурсы, показатели редкости, слоты под руны и так далее. И если пассивных статов мало, то не стоит и забывать про руны, дарующие активные способности! Да, можно выбирать всего две руны за раз, но менять их можно чуть ли не во время боя.
God of War – не иммерсивный симулятор. Не получится пройти игру по стелсу, устраняя врагов тихонечко со спины, но новая боевая система позволяет игроку адаптировать Кратоса и Атрея под себя, чтобы именно вам, с вашими хотелками было удобно и интересно играть. Вся система стала ближе к Souls-ам, где каждый враг представляет опасность, где важны своевременные блоки и увороты, а тайминг и тактика куда важнее постоянного затыкивания врагов. Причем по началу кажется, что у героя количество приёмов очень скудное, но постепенно вся система обрастает подробностями и нюансами, становясь комплекснее, чем в прошлых частях.
И особенно это чувствуется на высоких уровнях сложности, когда пара простых мобов могут тебя спокойно заковырять, если ты расслабился. А если ещё и в голову придёт идея пойти на врага, который на пару уровней выше самого Кратоса, то это превращается в настоящую Акуму!
И всё-таки самой большой и важной добавкой в устоявшуюся схему God of War стал сюжет. Да, он был и раньше, но он служил скорее предлогом к большому путешествию из точки А в точку Б, устраивая месть налево и направо. Сейчас мы тоже идём к конкретной цели, но между Кратосом и Атреем развивается полноценная семейная драма.
Божественный спартанец предстает в облике военного в отставке, который не может полноценно адаптироваться к мирской жизни из-за чего крайне груб и скуп на эмоции с сыном. Он холоден, постоянно критикует и частенько обращается к нему, не испытывая и толики уважения (спасибо русской локализации похеревшей этот важный элемент), но в душе он просто не понимает и не знает как правильно подступиться к пареньку. Как нужно реагировать на его неудачи. Он учит его выживанию, но при этом сам учится быть отцом. Причем это происходит не только через сюжетные сценки, но и через рандомные диалоги.
Атрей за сюжет проходит полный путь героя со своими взлётами и падениями! И если по началу ты вместе с Кратосом испытываешь недовольство и противишься участию ребёнка, то уже к середине начинаешь воспринимать его как личность, личность у которой впереди ещё будет много испытаний и приключений впереди, на что открыто намекает концовка, хоть арка их пути и завершилась. Как и первая часть в своё время, новая игра серии воспринимается как фундамент для больших приключений, которые ещё ждут игрока впереди. А если ещё и качественный скачок между этой и следующей игрой будет таким же, как между самым первым God of War и вторым, то нас ждёт нечто грандиозное, потому что этот «Бог войны» уже великолепен!
А есть ли минусы?
Я честно пытался сформулировать недостатки. Понять, что может не понравиться другим геймерам. Может быть мало врагов? Да нет, их здесь предостаточно. Недостаток боссов? Да и в первой части их было не много. Умять за раз весь пантеон было бы скучно. Уменьшенный накал жести и жестокости? Возможно, но это сделано в угоду сильнейшей драматической истории.
Да и в целом, скандинавская мифология не такая разудалая, как греческая. Здесь всё более умиротворенно, словно всё пребывает в нирване, всё позаражавело, обветшало. Да, в нем гремели масштабные битвы, но это было так давно, что все участники уже упокоились в Вальхале или Хельхейме.
Одна из, если вообще не лучшая игра последних пяти лет
И всё-таки, как игрок, как любитель хороших историй, я не могу поставить игре, наконец перенесенной на ПК, ничего кроме «Отлично». Была бы оценка выше, я бы и её влепил. В ней нет серьёзных изъянов, она выполнена на фантастическом уровне, и выполнена так, что по ощущениям не закончится вообще никогда! Так и есть! После финала основной ветки мир не останавливается, ничего не замирает. Те поручения, что не выполнили Кратос с Атреем могут быть доведены до финала: поручения, испытания, секреты и пасхалки – всё это ждёт игрока. И даже диалоги между героями не прекращаются, словно их записали на пару лет вперёд.
Для самых ловких есть мир с испытаниями. Для самых упёртых – мир гринда для крафта легендарных вещей. Если нужен челлендж – вы его получите. Если ищите историю и руки не привыкли к геймпаду, то ничего не пропустите, понизив сложность. God of War – шедевр на годы вперёд!
Почему поменялся God of War?
И напоследок остается самый главный вопрос, который стоит задать: «Почему разработчики решили настолько кардинально поменять образ Кратоса?». Почему так сильно изменился настрой и динамика серии? Ответ на самом деле прост: индустрия повзрослела. Раньше хватало Дюка Нюкема с крутым Сэмом, чтобы привлечь малолетних игроков. Сейчас же у них есть свои семьи и свои дети. Причем это не значит, что они не готовы засесть за безбашенный шутер вроде Doom, но игроки уже требуют чего-то серьёзного. Именно поэтому мясной шутер Wolfenstein получил серьёзные рассуждения о войне и семье, поэтому вторая часть The Evil Within перешла от body horror в сторону семейной травмы главного героя. Да тот же директор God of War уже не тот же 30-летний парень, что раньше.
И так везде! Этот тренд прослеживается и в The Last of Us и в Death Stranding. Разработчики поняли, что создают не детский контент, а выдают игры для взрослых, сформировавшихся личностей с другими желаниями, с другими потребностями, да в конце концов, с другой головой на плечах. Именно поэтому крики вместе диалогов с кучей кровавой жестокости остались в прошлом. Потому что мы все повзрослели. Разработчики, игроки и сам Кратос.
Комментарии к отзыву (156)