Средняя оценка:
MAD
Дата публикации: 30.03.2021
Достоинства:
Великолепный сеттинг с привязкой к реальной истории, многогранная ролевая система, возможность ролевого отыгрыша с хорошей игровой отдачей, красивая симуляция средневекового быта, крутая система фехтования, которую нужно прочувствовать.
Недостатки:
Долго фиксили баги, которые иногда ещё проскакивают, даже на обычном уровне сложности в игру вкатываешься с трудом, сомнительная концовка.
Комментарий:
Когда я читал описание, смотрел трейлеры, то сразу понял, что такой амбициозный проект будет либо нереальным успехом, либо же провалится с сокрушительным треском. Вы только представьте: средневековый immersive sim, в котором продумано множество мелочей от исторических до бытовых! Несколько лет игроделы воссоздавали королевство Богемия (нынешняя Чехия) начала 15 века, и они делали это не одни, а с помощью историков и экспертов! Замки, охотничьи угодья, лагеря углежогов и лесорубов и даже кожевенные мастерские, где мужики обрабатывают шкуры в бадьях с мочой – всё было воссоздано до мельчайших деталей. Но у игр в жанре immersive sim есть и обратная сторона: на игрока возлагаются бытовые и рутинные обязательства, которые часто упускают из вида в угоду динамике. Попытки добиться максимального реализма, если честно, вызывали у меня скепсис. Удалось ли игре его развеять? Сейчас я вам поведаю!
Месть на завтрак, обед и ужин
Своё начало игра берёт, как и полагается классической героической истории, с простого бедного и ничем непримечательного паренька по имени Индржих. Индржих или как его многие зовут здесь Индро – сын простого кузнеца, который живёт своей жизнью подмастерья под стенами Скалицкого замка: помогает отцу, веселится и пьёт с друзьями, ухлёстывает за милой девушкой. Красота, да и только! Но в 1403 году всю эту счастливую жизнь обрывают исторические события, имя которым – война Вацлава IV с его братом Сигизмундом. Последний налетает на деревню нашего героя, сжигая всё, что попадется ему на пути, попутно убивая родителей Индро, а он с трудом умудряется спастись.
Наш герой настолько просто, что не умеет ни читать, ни писать да даже в драке один на один он с высокой долей вероятности выйдет проигравшим. И задачей игрока становится прокачка Индро от сына известного кузнеца до настоящего рыцаря, который движем лишь одним – местью за смерть родителей!
Вот так выглядит наш простой сельский мститель
По ходу пьёсы мы вместе с Индржихом успеем побывать и вором, и браконьером, и солдатом, и детективом, и даже кладоискателем. И это ещё не всё, побочные квесты предлагают с головой окунуться в мир средневековой Богемии и побывать в разных шкурах. Вот только не надейтесь под конец игры стать одним из панов, который будет величаво руководить крестьянами и крепостью, нет уж! Вы как были для всех подмастерьем кузнеца, так и останетесь, только уже в дорогих доспехах. Геймплей тоже не разрешает знакомого поклонникам жанра всемогущества: ситуации вроде «одним махом семерых побивахом» здесь в принципе нереальны. Хотя где подводит меч, там пригождается смекалка.
По заветам Ленина: «Учиться, учиться и ещё раз учиться»
Игра в меру жестока с игроком, наказывая его за ошибки, но с этим самым достигая глубокого уровня погружения, делая даже обыденные вещи весьма и весьма интересными. Смена суток является не простой формальностью, днём люди бродят по городу, занимаются своими делами, а ближе к вечеру улицы пустеют, по дорогам бродит стража с факелами, высматривая во тьме преступников. А разбойники в это время оккупируют дороги между поселениями. Даже одежду можно испачкать, что повлияет на геймплей! От плохой погоды и прогулок по грязи пачкается одежда, что, в свою очередь, портит обаяние и сужает возможности в диалогах. Продукты приходят в негодность, поэтому завтрак из тухлой колбасы с подгнившими яблоками запросто вызывает отравление. А победа в бою может оказаться пирровой, если рана кровоточит и её нечем перевязать.
С такой же детальностью и проработкой создатели подошли и к прокачке персонажа. Никаких воров в стальных тяжёлых латах или войнов в рубашке да трико. Для ролевого отыгрыша придётся продумывать не только свой геймплей, но и внешний вид персонажа. Чтобы начать отвары трав да различные зелья, вам не придётся вкачивать какие-то цифрки, нет. Сначала вам необходимо научиться читать, затем найти подходящую литературу и только потом приступить к сбору ингредиентов и, собственно, только потом вы сможете приступить к самой алхимии, которая, кстати, тоже не так уж и проста. Вам придется всё делать самостоятельно и в правильной последовательности, как было написано в книжке. А если вам хочется стать настоящим воином, то первым делом найдите подходящую браню и постоянно тренируйтесь, изучивая различные связки, финты, параллельно прокачивая физическую силу главного героя.
Боевую систему не описать словами, её нужно прочувствовать и тогда получишь настоящий кайф
И, что лично для меня огромный плюс, в игре очень важна не только прокачка персонажа, но и ловкость и сноровка самого игрока. Это чувствуется в том же взломе замков или алхимии, но лучше всего это прочувствовать можно в сражениях. Они чем-то напоминают For Honor, где также были траектории для ударов и блоков. Вот только в Kingdom Come всё куда сложнее: десь мы рубим с пяти направлений или колем в выбранную на теле противника точку, а ещё вовремя уклоняемся от вражеских выпадов, используем щит, пинки, захваты, прикладываем врага рукоятью — и всё вручную. И даже если вы выучите какие-то новые связки и финты, то учить их придется именно вам, не получится тупо закликать врага. И даже если вы увидите простого разбойника с ножом в чистом поле, то вам всё равно придется постараться, чтобы его зарезать, ведь ему тоже хочется жить, как и вам, и он сделает всё для этого.
Если думаете, что с луком будет проще, ведь там просто натянуть тетиву и прицелиться, то нет! В самом начале игры руки Индро будут трястись как у алкаша с синдром Паркинсона. Чтобы сбить первое гнездо, я потратил 9 стрел, а это цель была статичной! Поэтому я рекомендую каждому новичку при наличии лишних стрел потренироваться на трупе висельника, либо участвовать в соревнованиях лучников.
Но игра же – не реальная жизнь, в ней можно ошибиться, ввязаться в случайную драку, выбрать не ту реплику диалога или же попасться на глаза страже во время кражи – всегда есть возможность загрузиться. Вот только здесь не всё так просто! Конечно, есть автосейвы, но если вы желаете сохраниться самостоятельно, то придется выпить специальный шнапс (который накладывает эффект опьянения, поэтому не получится зачастить с этим делом) или поспать в кровати, а иначе никак!
Деньги в Богемии заработать легко, если знать как!
Я прекрасно понимаю, что подобная дотошность и сложность кому-то может показаться лишней и даже хардкорной, но лично мне это очень даже зашло и помогло погрузиться в мир Богемии с головой. Каждая победа воспринимается как настоящее достижение лично для себя, а неудачи заставляют задуматься о своих ошибках, а не ругать разработчиков. Добавьте сюда свободу отыгрыша роли: где боец рубит ватагу разбойников на месте, вкрадчивый оратор разделяет и устраняет поодиночке, а тихий диверсант травит, подсыпав яд в котелок посреди их лагеря. В общем, студия Warhorse смогла сделать всё как надо, чтобы проникнуться миром по полной!
Огромная редкость – насыщенный и красивый открытый мир
Не одним геймплеем игра погружает в себя, есть ещё один важный фактор – открытый мир, полный жизни. Мало того, что мир красив в любое время суток, так он ещё и живёт в отрыве от героя! Жизнь кипит везде, где есть Индро, и где его нет. Бродячий рыцарь хочет помериться силами с разными людьми, утром рыбаки и лесорубы просыпаются и бредут на свою работу, праздники, гулянки, посиделки в трактирах – всё это случится и без вашего участия.
Игрока здесь не встретят нереалистичные геройства, нет, игра не об этом, здесь вас ждут повседневные заботы: поход в баню, чтение книг, варка зелий и снадобий, попытка выторговать у продавца пару лишних грошей и даже просто найти еду!
По началу было очень обидно, когда атмосферу игры разрушали баги, но спустя нн-ое время их почти все исправили, и играя в 2021 году их почти не видно, хотя раз в полгода лошадь может застыть в неестественной позе...
Стоит ли играть в Kingdom Come: Deliverance?
Если попытаться сравнить KCD с чем-то конкретным, то это будет мир в духе классической Готики, интерфейс и развитие персонажа в духе TES: Skyrim, а сеттинг уж больно похож на мою любимую Mount & Blade. Кто-то проводит параллели ещё и с Ведьмаком, но я бы не стал этого делать. И всё же я рекомендую попробовать Kingdom Come, отринув все сравнения. Она самобытна хотя бы потому, что вы не играете в неё — вы в ней живёте.
Игровые условности здесь не мешают наслаждаться процессом, баги почти остались в прошлом, а белоснежные улыбки не бросаются в глаза. Разработчики справились с созданием интерактивного и комплексного экскурса в мир Чехии 15 века. Захватывающее приключение, которому на данный момент нет равных — как в плане раскрытия темы, так и по проработке деталей. Игра даже даст вам множество интересных исторических подробностей о правлении Карла IV, о его наследнике Вацлаве, расколе католической церкви и много ещё чего интересного! А в некоторых исторических событиях мы вместе с Индро даже поучаствуем.
Короче говоря, в даже в 2021 я рекомендую хотя бы попробовать Kingdom Come: Deliverance! Она того стоит, однозначно!
Комментарии к отзыву (156)