Средняя оценка:
MAD
Дата публикации: 15.08.2022
Достоинства:
История в вакууме потенциально интересна. Есть несколько интересных ответвлений со своими решениями и концовками. Персонажи прописаны хорошо со своей историей и тайнами. Картинка – моё почтение! Музыка тоже достойная.
Недостатки:
Графомания со всеми вытекающими проблемами. Рефлексия и самокопания по поводу и без. Логики в действиях персонажей местами катастрофически не хватает. Много клише. Игре не хватает игры.
Комментарий:
Новая игра от создателей «Бесконечного лета» – это звучит любопытно, причем не только для фанатов визуальных новелл, но и, в целом, для интересующихся индустрией, в частности отечественной. Так что давайте попробуем разобраться, Love, Money, Rock-n-Roll ценна больше как игра или всё же как мем?
Сразу скажу, что не являюсь большим экспертом в жанре визуальных новелл, но опыт какой-никакой за плечами имеется, поэтому ньюфагом меня назвать не выйдет. Возможно это даже к лучшему, что у меня нет какой-то глубокой вовлеченности, что позволит рассказать об игре настолько объективно, насколько это возможно.
Романтика в Токио
Игра создавалась 7 лет и от того ещё занятнее, как перекликаются сеттинги двух произведений. Если в лете была советская ностальгия с японскими аллюзиями, то здесь всё наоборот. События разворачиваются в 1987 году в Токио. А в качестве главного героя выступает школьник, не совсем обычный и не совсем японский, так как переехал сюда из СССР десяток лет назад вместе с родителями. Те устроились работать в корпорацию и без не знали до одного злополучного дня, когда угодили в автокатастрофу, оставив Николая сиротой. Правда круглая сумма на банковском счету и дом остался.
Мальчик, которого и в обычной жизни экстравертом назвать было нельзя, после такого горя ещё больше погрузился в апатию, ещё и несчастная любовь добавилась сверху. Завидовать, в общем-то, нечему. Однако вскоре судьба всё же заставляет Николая выбраться из кокона. Вокруг него начинается вихрь загадочных событий, разбавляя школьные будни неожиданными знакомствами, призраками прошлого, угрозами, вопросами жизни и смерти и, конечно же, перспективами закрутить роман с одной из четырёх дам.
Первая кандидатка – Химицу – заботливая подруга Николая, по сути, заменившая ему семью. Вторая – Кэтрин – бывшая, внезапно вернувшаяся в жизнь нашего героя, которую никак не получается забыть. Третья – Элли – барышня из рядов золотой молодёжи, что умудряется сочетать свой элитарный статус с бунтарскими духом. И последней стала Кагомэ – замкнутая староста класса с кучей личных проблем.
Сэмпаям-гусарам стоит иметь ввиду, что их по их части данное произведение выполнено в духе «Бесконечного лета», то есть это не разудалое эроге и пофапать тут можно лишь на флирт, подходя к процессу с фантазией. Впрочем, кому-то из обозначенных выше дам, игроку придется выбрать и прошествовать к одной из полутора десятка концовок. При этом за счёт больших объёмов самого произведения, развилки по ходу действа встречаются не то что бы прям часто.
Текст. Много текста. Очень много скучного текста.
Большой объём произведения... Знаете, любопытно было бы подсчитать как часто в обзорах «Любви, денег и рок-н-ролла» упоминается термин «графомания». Причем не всегда в негативном ключе! Ведь, как известно, графомания графомании рознь! А ещё что для одного графомания, то для другого гениальные диалоги Квентина «Наше всё» Тарантино. Но очевидно, далеко не весь текст новеллы повествует о конкретных событиях. Рефлексии и лирических отступлений, в которых ощущается не столько подросток Николай, сколько умудренный жизненным опытом дядька/автор, мягко говоря, с лихвой.
Пока слишком далеко от героинь не успел уйти, хочется сказать, что отыскать среди них любимицу оказалось непосильной задачей. Потому что в игре, в целом, не так просто найти адекватных персонажей. Проблематично симпатизировать тому, кто тебя бесит своим поведением, своими реакциями, упёртостью и так далее и тому подобное. В итоге я в плане прохождения не то что бы выбирал какой-то рут, а просто следовал своей системе ценностей и логике, при этом стараясь угодить богатенькой блондинке (я так и по жизни делаю).
Вы видели логику?
Но всё же почему основные персонажи в игре, в том числе и ГГ, так часто вызывают раздражение. Начнем с того, что слишком много диалогов строится на выяснении отношений. Диапазон разнится от аккуратной пассивной агрессии до внезапных приступов истерии. Просто так, видимо, принято в Японии. Вроде бы нормально общаешься, а потом собеседник резко включает режим истерички, начиная огрызаться, язвить и всё такое прочее в этом ключе. Причем это движение двухстороннее: иногда прилетает Николаю, а иногда он сам выдаёт подобное.
В итоге всю игру меня преследовало ощущение, что у доброй половины населения Токио биполярное расстройство. 18-летний юноша, за которого игра принуждает играть, наверняка сможет послужить яркой иллюстрацией какой-нибудь формы психического расстройства или даже шизофрения: то он неуверенный ни в чем пусечка, то решительный мужчина, то сочувствующий, то грубый.
И ладно бы на это влиял игрок, да вот только у нас нет какого-то глобального контроля над поведением и реакциями Николая. Только вы попытаетесь направить героя в более-менее комфортное русло, как он через пять минут начинает уходить в психическую нестабильность и неадекватность.
Отдельного абзаца заслуживает рассказ о том, как новелла форсит Кэтрин. Прикол в том, что подавляющее большинство игроков не хочет иметь с ней дела, ведь она грубо кинула Коленьку незадолго до событий игры. Возникает естественное желание сжечь все мосты, направив всю энергию персонажа в новое более позитивное будущее. Вот только игра не дает нам возможности раз и навсегда закрыть сей гештальт, то и дело подливая текст с сопливыми терзаниями и сомнениями. Как не трудно догадаться, всё это стало уже локальным мемом.
Никуда нам без клише
Есть ещё один масштабный раздражающий симптом: очень часто диалоги строятся на расспросах, желании получить информацию. Неважно кто и у кого спрашивает, почти все постоянно врут либо недоговаривают, сохраняя интригу. И ладно это было бы связано с важными сюжетными твистами и заговорами. Но ведь и в простых житейских вопросах наблюдается это патологическое желание скрывать правду. Подобный сценарный ход смотрится уместно в дёшевых комедиях и ситкомах, ведь там это служит определенной цели – юмору, а вот здесь... Зачастую неясна причина столь дурацкого поведения. Даже герой периодически задумывается над абсурдностью своих же поступков.
И тут, конечно, кто-то скажет, «Люди такие сложные существа, которые часто совершают противоречивые поступки, не понимая ни других, ни себя». Да, но нет! Я, конечно, и в реальной жизни хватаюсь за свою без пяти минут седую голову от происходящего в социуме, но всё же есть мнение, что градус неадекватности в Love, Money, Rock-n-Roll частенько зашкаливает.
А поиграть нам есть во что?
Закончив с обсуждением повествования, теперь можно поговорить и об утилитарных вещах. У меня возникало порой ощущение, что в важных моментах прохождения иногда не хватало участия игрока. К примеру, мне так и не дали принять судьбоносное решение: вступать в группу Элли или нет. Герой как-то сам всё разрулил, без меня. Кроме того, на некоторых развилках непонятными могут быть последствия выбора в плане ухудшения или наоборот улучшения отношения с девушками. Помню, как выбирал между Химицу и расследованием, а оказалось, что выбор был между Химицу и Кагамэ. Что бы подобного не случалось, можно включить подсказки, обозначающие баланс отношений.
А можно было бы адекватнее сценарий писать...
Вообще всё, что касается интерфейса и элементов управления выполнено со знанием дела. Автосохранения, перемотка, возможность позалипать в галерее или послушать музыку, даже можно фильтр с закосом под VHS наложить, что должно усилить атмосферу. Музыка, к слову, неплоха, но не прям вау. А вот художникам огромный респект. Прорисовка задников на высочайшем уровне, разные варианты локаций, множество деталей и элементов, непринужденные анимации и огонёчки. Персонажи нарисованы не так тщательно, но это, наверное, уже вкусовщину.
То же самое можно сказать про традиционное неуёмное желание делать отсылочки к современной поп-культуре, то и дело стучит к нам, словно Дедпул через четвертую стену. То Киану Ривз грустит на лавочке, то кот Шлёпа чиллит на скутере. И я не против такого, правда. Мелкие детали не портят атмосферу и просто чуток заигрывают с игроком. А вот когда уже персонажи начинают вставлять подобные отсылки в своих диалогах, то это уже может дать под дых всему антуражу. Главный герой, который, напомню, является японским школьником в 1987 году, роняет фразу «Токийский централ, ветер северный». В этот момент моё лицо перекривилось так, что «лютый кринж» – это самое мягкое описание для моих эмоций в тот момент.
Хотели и рыбку съесть...
Выруливая к концу, хочется сказать, что я так и не понял, как проще подходить к этой визуальной новелле. Как её нужно воспринимать, чтоб получить от неё удовольствие? Как детективное приключение? Мешает килотонна романтических намёков и излишних самокопаний героя. Как симулятор флирта с девушками? Тогда дайте возможность более конкретно контролировать диалоги, отсекая ненужные руты, попутно добавляя больше вариативности в диалогах и действиях.
Получилось ни то, ни сё. И это обидно! Сама история, если откинуть графоманский мусор, вышла довольно интересной, да и о героях хочется узнать получше. Вот только проходить игру снова не возникло никакого желания. Благо фанатские моды в духе «Короче говоря» научились пересказывать историю куда интереснее авторов и, что важнее, куда лаконичнее. Ими я и спасся, не пожалев ни на минуту! Потенциал был, но с реализацией возникли трудности.
Комментарии к отзыву (156)