Средняя оценка:
MAD
Дата публикации: 13.09.2021
Достоинства:
Классический жанровый сюжет каким-то магическим образом увлекает, хотя и слабее своих старых конкурентов. Не менее традиционный геймплей умудряется затянуть, благодаря большому количество хороших загадок, отличному дизайну окружения и напряжённой хорроровой атмосфере, которая не в последнюю очередь достигается ещё и музыкой.
Недостатки:
Не хватает разнообразия оружия. Иногда бывают технические огрехи и баги. Персонажи не поражают своей проработкой прям совсем. Желания перепройти нет совсем.
Комментарий:
Ситуация на хоррор-фронте, как никогда, стабильная: каждый год мы получаем одну часть Resident Evil и, прости Господи, новый абсурдный мерч по Silent Hill. Но иногда на горизонте возникают проекты, которые хотят немного изменить эту ситуацию, как и сегодняшняя игра. И если бы мне её надо было описать одним мемом, то я бы выбрал этот.
Где слон у нас – Silent Hill, пингвин – Resident Evil, а результат их любви – Tormented Souls. И сегодня я – Иван Куликов, расскажу вам о результатах сего межвидового скрещивания.
То ли избитая, то ли классическая история
Можно понять боль души любого олдовика, который застал этап зарождения Survival Horror, речь не об играх 70-х и 80-х, а тех, что появились в середине 90-х. Ныне все более-менее крупные проекты того времени ушли в русло экшна, а некоторые так и вообще померли бесславной смертью. А представители малой и инди-сцены ударились в бродильно-скриминговые зарисовки или совсем в крайнюю ностальгию, даже визуально повторяя игры времён PlayStation 1. В такие моменты хочется спросить: «А где же те самые клаустрофобные ощущения, создаваемые фиксированной камерой? Где же ограниченные сохранения без всяких чекпоинтов? Где блуждания по запутанным помещения по типу особняка в абсолютном непонимании того, куда вообще нужно воткнуть этот прекрасный болт, который NPC выплюнул из своего супа?». Как вы могли понять, Tormented Souls как раз таки и снизошла в наш мир, чтобы обрадовать подобных вопрошающих и вернуть им их 97-й в современной обёртке.
Без длинных предисловий нас быстро вводят в курс дела. Кэролин Уокер получает письмо, в котором находится лишь одна фотография сестёр-близняшек. От этого у героини резко возникает головная боль, а затем ещё и всяческие кошмары начинают донимать. Поэтому мы отправились по адресу отправителя.
Лирическое
отступление
Поначалу
кажется, что запускаешь игру вот прямиком из конца 90-х, графика кажется ужасно
пожатой, словно запустил игру в 640x480. Местные прирендеренные ролики, в
которых пиксели размером с кулак вызывают недоумение. Вот серьёзно, в 2021 году
Full HD видео на 5 минут можно уместить на 100-200 мегабайт, разработчикам их
жалко было что ли?! Что за 360p на PlayStation 5?! Ладно, вопрос риторический,
вернёмся к истории.
По указанному адресу обнаруживается изрядно заброшенный особняк. Причем не просто особняк, а переделанный под больницу особняк. Внутри героиня быстро получает поленом по голове и в следующей сцене приходят в себе в ванне полностью обнажённая, и, как мы можем догадаться, наша героиня далека от мира медицины, ведь она путает ИВЛ и ФГС. А ещё, небольшая мелочь, кто-то у неё хирургически удалил глаз.
Начало приключение, конечно, топ! 10 из 10! Не успела войти в дом, а уже лишилась части тела, чести и девственности, хотя с последним, возможно, я и погорячился. Короче говоря, теперь нам ничего не остается, как начать исследовать этот особняк и попытаться выяснить, кто же те две девочки на фото. И если вы, хоть на секунду задумались, и предположили, как наша героиня может быть с ними связана, то вы, скорее всего, правы. Ну, лично я угадал эту мелодию с трёх нот. И когда спустя 5 часов выкатила мне «Вот это поворот! Ты представляешь?», я всерьёз задумался, а за кого разработчики держат игроков? Они действительно хотели сделать из этого твист? Серьёзно?!
Сильнее развивать эту тему не буду, но по итогу, сюжет оказывается по итогу не тем, за чем было бы интересно следить. Даже самая слабая Silent Hill в плане сюжета будет лучше. История в плане качества уступает даже первому Resident Evil с учётом той великолепной озвучки (отсылка для тру-олдов).
Загадки, дверные замки и классические квесты
Ну и фиг с ней! Не столько за интригой мы лезем в подобные игры, хотя, конечно, хотелось бы. Куда важнее то, насколько интересно в этой игре исследовать окружение, разгадывать загадки и биться со страшными монстрами не на жизнь, а на смерть. Так-то да, но знаете, если игра, которая хочет возродить старых хорроров при этом умудряется рассказать историю качеством хуже, чем та, что была во времена, когда перестали прикладывать сценарий в виде текстового документа. Это всё-таки расстраивает.
А вот что до места действия, то тут всё уже лучше. Особняк радует деталями и масштабом. Хотя вот эти вот подгрузки через неторопливые фейды при входе и выходе из комнат начнут со временем надоедать. Особенно когда настанет момент полного непонимания что делать. Или когда ты нашёл какую-то гайку, но хрен уже вспомнишь, где видел подходящий для неё болт. А поместье просто напичкано под завязку как головоломками, вроде классической штуки с давлением и лабиринта из труб, так и дверями, закрытыми на: навесной замок, на кодовый замок, на электрозамок, на замок с комбинированным ключом, на заржавевший замок с подводной лодки, на замок, открывающийся при помощи дискеты, на замок, считывающий сечатку глаза, на замок, отпирающийся определенной мелодией, на замок, куда нужно вставить амулет, сделанный из замороженной крови. Короче, классика! Если у вас дома хоть одна дверь повторяется, то, видимо, чего-то вы не понимаете в жизни!
Где-то я уже видел этот особняк... может на ОсобнякКлике?
Сам особняк очень сильно навеян классическими Резидентами, особенно ремейком первой части. Коридоры, межэтажные пространства, библиотека, кухня, кабинет, такая же лестница с какой-то секцией позади, ведущей в подвал, механизмы, статуи и бобинный магнитофон для записи, которому требуется катушка с плёнкой. Кстати, очень приятно, что героиня, когда сохраняется, на эту кассету голосом наговаривает те события, которые с ней произошли. Это круто сразу по трём причинам:
- Это напоминает лишний раз, что вообще с тобой случилось;
- Стилистически объясняется использование записывающего устройства;
- Теперь понятно, откуда берутся в подобных местах аудиодневники. Их оставили те игроки, что померли до того, как мы прибыли в этот дом. Очевидно!
Проблемы прямиком из прошлого
Так-с, игру я уже неплохо так похвалил, настала пора её немного пожурить. Помните, рояль, ну, тот, что был в первой Silent Hill? Вместе с запоминающейся задачкой со стишком, что подсказывает, какие клавиши надо нажимать и в каком порядке. Да, геморрой, но, по итогу, нужна была лишь правильная комбинация и не более. А помните рояль из Resident Evil, тот, что открывает тайный проход? Надо было просто найти ноты и сыграть «Лунную сонату». А на рояле в Tormented Souls сыграть не получится, зато на дверном молотке – нужно. Причем определенную мелодию. Найти её не так уж сложно, правда расположена она за несколько комнат до этого места, поэтому пока вы будете бежать, надо будет умудриться её не забыть. Но это даже не проблема! Проблема в том, что сыграть надо не просто чёткую последовательность, как в азбуке Морзе, а ещё и учитывать тайминги пауз! Причем никакого метронома или хотя бы ненавязчивого бита нет поблизости. А до оригинала бежать туда-сюда нужно минуту! В результате хоть я и знал нужную комбинацию, но вбить её у меня получилось лишь раза с 20 или 30. Причем, когда удалось, я вообще не ощутил, что сделал в этот конкретный раз что-то иначе.
Поэтому, когда мне встретилась загадка, где надо было повторить мелодию с учётом нужных нот и их тональностей, я просто полез искать прохождение этого момента, потому что в системных требованиях не значилось наличие музыкального слуха. А я ещё со времён трубок из Neverhood ненавижу такие загадки!
Между решением загадок придется ещё подраться с местными инвалидами, что заселяют клинику-особняк. Есть половинчатые монстряки, что могут плеваться из далека, есть колясочники, есть привязанные капельницей ребята, ну и ещё парочка других обитателей. С одной стороны бьют они героиню больно. После трёх-четырёх пропущенных вполне заслужено можно словить Game Over. Уровней сложности тут нет и вовсе, поэтому выкручиваться нужно чисто скиллом. С другой же стороны, этого скилла много не надо. Видите ли, все противники имеют здесь плюс-минус одинаковый паттерн поведения: подходят вплотную и бьют, даже те, кто могут выстрелить. Поэтому тактика против всех одна и та же: стреляешь до упора, если подошёл близко, делаешь отскок назад. Особенно при учёте того, что героиня если уж и залочилась на цель, то намертво, пока кнопку не отпустишь.
Здесь нет пауков или собак из Resident Evil, которые каждый раз заставляют менять свою тактику при виде их. Нет всяких ликеров, что ползают по стенам и потолкам. Даже боссов полноценных нет, не считая финального. А главной проблемой игрока станет фиксированная камера, которая хоть и даёт ощущение клаустрофобичности. Из-за неё полноценно не видно комнату и, соответственно, всех обитателей. А ещё темнота, в которой до получения фонаря, никак не получится давать отпор всяким уродцам, поскольку руки заняты зажигалкой.
И несмотря на всё, мне понравилось
Многие недочёты, что есть в игре, конечно, можно объяснить желанием приблизить Tormented Souls к тем классическим хоррор-играм. Мол просто старались скопировать, как было тогда. Так-то оно так, пускай, но порой разработчики явно где-то перегнули палку. То какой-то пиксель-хантингом приходится заниматься, то прям совсем банальными и простейшими вещами, будто ты в каком-то симуляторе. По типу «Перед тем, как залить бензин в канистру, изучи её внимательно и открой на ней крышку». Ну, блин, зачем уж настолько подробно? Записки складируются в инвентаре не по мере поступления, а объединяются в дневники, из-за чего потом сидишь и по одному их открываешь, чтобы найти подсказку, которую недавно подобрали, но не можешь понять, куда она добавилась в итоге. Ещё и зачем-то прикрутили курсор, вместо удобного переключения бампером или D-Pad-ом. Да, проблема консоли, но почему?
А помните карты в Silent Hill, ну, которая обычно всегда при входе в локацию висели, а мы их с собой брали. Тут тоже есть такие, на них, правда, не отображается текущее местоположение героини, это такой хардкор. Но ответьте мне, зачем разработчики оставляют рядом ещё и висящую на стене карту, к которой можно подойти и тоже посмотреть на неё, увидеть тоже, что у тебя есть в инвентаре. Определитесь, какой из двух вариантов делать будете. Тот, где всегда можно достать план из кармана? Или тот, где на локациях висят информационные вывески с подписями «Вы здесь».
Комментарии
на YouTube спешат на помощь:
«В бете карту нельзя было брать с собой, и разрабы в дискорде упорно твердили,
что не будут добавлять такую опцию. Прогнулись все таки».
Ну, и конечно, условности или художественные допущения, как кому угодно. Я к ним не люблю придираться, но от некоторых становится порой так смешно, что не могу не упомянуть. Смотрите, от вытаскивания предохранителей электрический замок на двери запирается и приходится искать хренов обход через два этажа, чтобы вновь попасть в то помещение. Вот нельзя же просто оставить дверь на распашку и уже потом играться с электричеством, чтобы замок ничего не закрыл? Или вот, надо вам попасть за прилавок местного Reception, куда честная девушка никак не может перепрыгнуть – только идти в обход. А там ещё искать специальный ключ, решать загадку, приделать муравью... кхм, извините, ну вы поняли. Это придирки, понимаю, но когда героиня не может пройти сквозь лестницу, потому что ей мешает знак «Мокрый пол», я не знаю, как это назвать иначе, кроме как «Комедия абсурда». Хотя она может культурная и просто уважает труд уборщицы, поэтому не топчется по помытому, за что нужно, на самом деле, хвалить.
Кто-то скажет, что не может быть в игре всё настолько плохо. И будет скорее прав, просто про хорошее много сказать не выходит, а вот если что заденет, то будешь детально прям описывать ситуацию. По факту, Tormented Souls далеко не безнадёжная игра, которой нельзя давать шанс раскрыться. Сделано всё на вполне хорошем уровне, как техническом, так и художественном, если не брать в расчёт качество рендера, конечно.
Вот только когда игра лишь графически шагнула вперёд относительно подобных проектов из 90-х, это как-то печалит. Да, всё в угоду ностальгии, вот только ремейк первого Резидента показал, что можно и по олдскулам попасть и новых фишек накрутить.
Тем не менее, окружение здесь радует глаз, пускай и состоит наполовину из приевшихся отсылок к классикам жанра. Боёвка да, устаревшая, не дотягивающая до требований качества современных игр, но всё ещё рабочая. Тут даже по классике можно перезаряжаться через инвентарь, чтобы скипать анимацию. Загадки в основном хорошие, за исключением того музыкального ужаса. Сюжет, ну, тут да, ни в какие ворота, хотя каким-то образом она всё же умудряется увлечь..
Но главное, что не даёт поставить низкую оценку – отсутствие альтернатив. Нет конкурентов, которые показывали бы какие-то новые подходы и механики вот в этом олдовом жанре. Если вы не хотите играть в экшновые ремейки Резидента или не принимаете основные части с видом из глаз, хотите старых Вероник и кодов Зеро, то Tormented Souls поможет залатать дырочку в душе. Для таких людей это будет вполне «Хороший» проект. Но заинтересовать он сможет лишь тех самых олдов, а для новой аудитории все эти устаревшие костыли станут преградой для получения удовольствия. Хотя это только моё мнение...
Комментарии к отзыву (156)