Средняя оценка:

MAD
Дата публикации: 30.03.2021
Достоинства:
Редкий для видеоигр исторический сеттинг, невероятный красоты мир, стильный самурайский экшн, аутентичный саундтрек, возможность сочинять хокку, можно эффектно убрать катану после боя.
Недостатки:
Скучный и предсказуемый сюжет, банальная режиссура, миссия ужасно однообразны, открытый мир мертв чуть более, чем полностью, игра целиком и полностью завязана на боях
Комментарий:
Признаюсь честно, я очень люблю игры серии Dark Souls, поэтому аналог от студии Sucker Punch да ещё и в прекрасном японском сеттинге. Красота, да и только, да ещё и графика на PlayStation 4 обещала быть великолепной. Но даже несмотря на статус консольного эксклюзива, GhostofTsushima не ставили в один ряд с такими «бомбами» как: Uncharted 4, God of War и Marvel's Spider Man.
Предыдущий проект студии вышел в 2014 году, а Ghost of Tsushima в 2020. Так почему же игра смотрится устаревшей даже на фоне игр начала 10-х?
Страна восходящего солнца
Ладно, я слегка слукавил, есть в игре один аспект, который даже в 2021 году смотрится очень классно – дизайн сеттинга! В этом моменте Ghost of Tsushima может уделать даже AAA-проекты с открытым миром. Художники и дизайнеры выполнили свою работу на 5+, так как остров Цусима получился просто невероятным! Эстетически можно любоваться миром часами, и оды по этому поводу я готов петь без устали. У художников получилось передать всю естественную красоту японской природы, той, которую мы видели в кино, аниме и на страницах журналов.
Это
грустенько!
В
больших играх японская культура – редкость, единственное ислкючение – серия игр
Yakuza, но сеттинг там бандитский и современный.
Пейзажи Цусимы не спутать ни с чем другим, вам могут показать пять кадров из разных игр, и если вы играли в Ghost of Tsushima, то угадаете на каком она кадре без лишних проблем. И дело здесь не в какой-то невероятной графике, я всё ещё считаю, что лучшая графика была в Detroit: Become Human. Всё дело в потрясающей композиции, красках и сочетании цветов. В жёлтой опавшей листве, в ослепительной белизне чайных полей, в солнечных бликах, сверкающих сквозь заросли бамбука. Куда ни взгляни, возникает чувство, будто смотришь в калейдоскоп, — настолько всё объёмное и пышущее жизнью.
Вы только посмотрите на эту красоту!
И если бы на протяжении всей игры была такая визуальная красота, то она бы приелась и голова от неё пошла кругом. Поэтому разработчики решили разбавлять природную яркость и красоту мраком и ужасом войны. Перед игроком развернётся история первого монгольского вторжения в Японию. Под нашим управлением окажется Дзин Сакай, который вместе со своим дядей и другими самураями оказывает сопротивление захватчикам. К сожалению, безуспешно. В итоге на Цусиме остается один самурай, и это мы! Кому ж ещё по силам остановить войска Хотун-хана?
Мне очень хочется похвалить GhostofTsushima за баланс эстетики и ужасов войны. Красота позволяется насладиться игрой, получить визуальный восторг, а реалистичные и страшные картины войны приземляют окружающий мир. Шрамы, которыми испещрена Цусима, вызывают неподдельную печаль за остров, где игрок, в отличие от главного героя, никогда и не жил, — и всё исключительно благодаря визуальному сторителлингу.
Студии Sucker Punch удалось то, что редко получается у других, даже более именитых игроделов, а именно сделать героя и игрока частью окружающего мира. Этого удалось добиться за счёт непривычных и даже странных на первый взгляд вещей. К примеру, Дзин живёт на Цусиме и знает остров как свои 5 пальцев, ему не нужна карта и даже если он заплутает, то ветер поможет найти ему верный путь. Животные помогут добраться до алтаря, а животные приведут к горячим источникам. Странно? Ещё как! Но и гениально! Родная земля и мать-природа помогают герою в борьбе с иноземными захватчиками. Это и отсутствие интерфейса помогает погрузиться в процесс с головой. Если бы процесс ещё был увлекательным...
Песочница без песка
К сожалению, визуал и мелкие геймплейные фишки – единственное, что удалось игре на славу. И я не скажу, что в остальном игра плоха, просто она до ужаса стандарта. Мы всё, что касается игрового процесса и геймдизайна видели не раз и не два в других проектах. С одной стороны, конечно, не каждый проект должен совершать революцию в жанре, но хотя бы стоит отполировать то, что имеется, довести их до идеала. Но студия просто повторила то, что мы видели не раз и не два, причем местами даже ухудшив.
Конечно, если вы не играли в игры-песочницы, то наверняка данная игра может затянуть, но если хотя бы раз играли в подобный вид игр, то сразу поймете что к чему. Всё сделано как по методичке: исследование больших бесшовных локаций, поиск коллекционных предметов, освобождение аванпостов, выбор между стелсом и экшеном, прокачка снаряжения, деревья навыков.
Зато нет вышек и набившего оскомину гринда! Также приятно, что остров не вышел огромным, как локации в том же Mad Max или Assassin's Creed: Odyssey. Локацию не надоедает проходить из конца в конец. Никаких филлеров, никакого искусственного завышения сложности.
Отсутствие филлеров и сравнительно небольшая карта, звучит отлично же? Вроде как, но создатели умудрились не наполнить этот мир чем-либо интересным. В нём банально скучно исследовать локации, которые безусловно прекрасны, но мы смотрим не кино, а играем в игру: на одном визуале далеко не уедешь. Плюс разработчики сделали всё, чтобы вы не занимались эксплорингом, ведь в нём ничего кроме эстетики вы не найдете. Лучшее оружие и комплекты брони выдаются лишь на квестах. А коллекционки, которые выпадают в результате изучения локаций помогут лишь получить «Платину» и не более того. Иными словами, вы всегда знаете, на что в теории можете наткнуться, а это быстро убивает всякую радость открытия. Ни одна из находок не даст ощутимых бонусов, ни одна весомо не повлияет на геймплей — и в чём тогда смысл?
Прокачка оставляет желать лучшего: красивых разноплановых комбо не ждите
«Но ведь смысл жизни самурая не в конечной цели, а в пути, которым он к этой цели идёт», вот только это ни разу не Red Dead Redemption 2 или даже GTA V, где всегда можно найти что-то интересное, уникально и необычное, просто исследуя локацию. Болванчики никак не взаимодействуют между собой, ваши действия не вызывают адекватную реакцию у NPC, а набор «случайных событий» строго ограничен двумя разными сценариями: спасение пленника у иноземцев либо отбивание хранилища с ресурсами. Попытка создать активную жизнь с треском провалилась и ушла на дно: разнообразия катастрофически мало.
Забавно!
9 из 10 схваток противников с животными – бой двух монголов и одного медведя.
Возможно, в этом скрыта какая-то глубокая метафора, суть которой я не понял.
Кто его знает...
Хотели сделать как Куросава, но не вышло
Если идти только по сюжетным миссиям, которые здесь именуют «историями», то здесь дела немного лучше. Ориентировались ребята из Sucker Punch явно на шедевр CD Project Red – Ведьмака. Это отлично заметно по «побочкам», словно их структуру копировали через Ctrl+C, Ctrl+V. Для каждой истории подобрана труппа персонажей с своим небольшим сюжетом. И хвала создателям, активностей сюжетных здесь предостаточно, они не скатываются в скучные побегушки из точки А в точку Б. Некоторые истории вообще достойны как минимум короткометражки!
Н в отличие от того же Куросавы, здесь все сюжеты не сводятся к заключительному мордобою, которым здесь кончается вообще любая «история», что немного грустно. Никакой двойственности или серости, всегда есть плохие и есть хорошие. Всегда виноваты монголы/бандиты/разбойники/наёмники, даже перебежчиков не найти.
В игре можно сделать массу красивых кинематографичных кадров с помощью фоторежима
Завязка почти всех миссий примерно такая: встретиться с NPC, который направит вас в нужном направлении, там провести своё ведьмачье, ой, то есть самурайское расследование, добраться до негодяев и перерзать их в удобном стиле. Спустя несколько часов подобного геймплея вы наверняка устанете от подобной рутины.
И всё бы ничего, если бы так было только в побочных заданиях, но такое постоянно встречается и в сюжетных историях. У центральной линии отличный драматический задел: главному герою необходимо отказаться от кодекса бусидо и встать на бесконечный путь синоби, чтобы защитить близких, спасти свою родину от набега монголов. Вот только режиссура здесь явно хромает. Правильная подача могла бы сделать историю достойной больших экранов, но на выходе мы получили пресную, ужасно медленную тягомотину, которая слишком быстро раскручивается под конец. Мне, как игроку, было интересно в первые два часа и в последнюю треть сюжета, а все часы между я скучал. Да что уж говорить, даже в качестве кульминации – штурм крепости, да не простой крепости, а очередной, подобные которым мы штурмовали. Это смотрелось бы эпично, будь она единственной, а так...
Что же касается кинематографичности, то статичные кадры здесь великолепны, челюсть с пола поднимал не раз, а вот в динамике всё гораздо хуже. Частые монтажные склейки, постановка диалогов «восьмёркой», а ещё эти постоянные затемнения, созданные для смены видеоряда на движок игры... Зачем сюда создатели приплетали Акиру Куросаву и его «Расёмона», если даже не смогли приблизиться к его шедевру? У меня нет ответа на этот вопрос.
Пара
слов о локализации
Как обычно «шляпа», причем не только с подбором актёров и отыгрышем, но ещё и
технически налажали. Звук такой, что героем на голову надели кастрюли. Спасибо,
что есть возможность выбирать сочетание субтитров и озвучки. С японской
озвучкой погружение вообще топовое!
Кровь, много крови, слишком много крови
Однообразие игровых ситуаций – это уже большая проблема, но она скорее выступает симптомом к чему-то большему. Сейчас будет нечто странное, но я постараюсь объяснить свою позицию. В игре про войну самурая с монголами слишком много бойни и слишком мало других аспектов войны. Всё, чем занимается наш Дзин – сражается и сражается, и сражается. Игре нечего предложить, кроме постоянных стычек с врагами в том или ином масштабе. Других активностей неимоверно не хватает, как-то сбежать от опостывших сражений, занявшись чем-то ещё. Вспоминая ту же Red Dead Redemption 2, где помимо сюжета и стычек с врагами контента ещё на сотни часов. SuckerPunch умудрилась создать прекраснейший сеттинг, забыв его наполнить увлекательным и разнообразным контентом, который бы позволил насладиться японской культурой в полной мере.
Отчасти ситуацию спасает достойная боевая система, которая хоть и простая, но увлекательная, хотя мне не хватило классных сочетаний стилей и комбо-ударов, но за возможность эффектно убрать катану в ножны я готов это простить! Фехтование легко комбинируется с разными гаджетами и примочками самурая, среди которых нет чего-то откровенно бесполезного.
Признаюсь честно, меня больше всего удивило то, что игра не сюсюкается с игроком, она не даёт мне поблажек. Мало того, что никакого интерфейса, карты и подсказок. Так ещё и в бою нет никаких индикаторов для блока или контратаки, всё на чутье, на языке тела противника. Герой же погибает с двух ударов, окно для парирования маленькое Game Over буквально ходит по пятам за нами. Авторы даже предусмотрели возможность эффектно стряхнуть с катаны кровь и вернуть клинок в ножны — словом, они хорошо понимают, за что люди обожают самурайские боевики. Вот серьёзно, одна мелочь, а такая приятная!
И я бы рад закончить на этой красивой ноте, если бы игроделы не вставили себе палки в колеса сами. Зачем-то решили ребята из Sucker Punch прикрутить стелс в геймплей и как же он ужасен, скучен и просто плох. Более-менее крупный город с крышами и подворотнями здесь всего один — в остальных случаях надо «стелсовать» в маленьких деревнях, где из архитектуры только полторы хижины и хлев. Я очень люблю проходить игры по стелсу, одна из любимых моих серий – SplinterCell, но здесь я всем рекомендую играть в открытую, иначе вы испортите себе впечатление от игрового процесса.
Стоит ли брать игру?
Несмотря на массу минусов, которые я здесь озвучил, я практически уверен, что игра найдет своих игроков: ими могут стать те, кто обожают Японию и их культуру, те, кому в кайф игры по типу «песочниц», а кому-то понравится экшн в стиле самурайских боевиков.
У игры есть свой шарм, этого не отнять, просто я слишком много подобного видел и мне это банально не интересно. Причем не просто подобного, но и сделанного гораздо качественнее. А неискушенный геймер наверняка проведёт в этой игре десяток-другой часов, наслаждаясь эстетикой Японии, ведь она правда завораживает.
Комментарии к отзыву (156)